Шаранагати в Шримад Бхагавад-гите
Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых шаранагати и Храму Любви и Нежности. Мы представляем ещё один стих, украшающий Храм. Его сопровождают другие стихи о шаранагати из Шримад Бхагавад-гиты. Эти стихи цитирует Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж в своём предисловии к «Шаранагати» и в рамках дальнейшего обсуждения шаранагати в «Амнайа Таттве».
Храм Любви и Нежности, Стих Двадцатый
мам хи партха вйапашритйа
йе 'пи сйух папа-йонайах
стрийо ваишйас татха шудрас
те 'пи йанти парам гатим
(Шримад Бхагавад-гита: 9.32)
"О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители".
Стихи из Шримад Бхагавад-гиты, цитируемые в предисловии к «Шаранагати»:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
(Шримад Бхагавад-гита: 18.66)
"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего".
там эва шаранам гаччха сарва-бхавена бхарата
тат-прасадат парам шантим стханам прапсйаси шашватам
(Шримад Бхагавад-гита: 18.62)
"Предайся Ему безоговорочно, о, потомок рода Бхараты. По Его милости ты обретёшь трансцендентный покой и достигнешь Его вечной обители".
даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
(Шримад Бхагавад-гита: 7.14)
"Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с лёгкостью выходит из-под её власти".
бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
(Шримад Бхагавад-гита: 7.19)
"Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я – причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко".
Комментарий Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа (отрывок из книги «Амнайа Таттва»):
Посредством Шримад Бхагавад-гиты Кришна дал Свои наставления обусловленным душам, находящимся на разных стадиях развития. Кришна представил всю полноту знания: от карма-йоги, к джнана-йоге, к аштанга-йоге. Его цель состояла в том, чтобы привести дживы-души, чьи умы и ментальные системы обращены в разные стороны, к преданному служению. В конце концов, Он явил Свою величайшую милость, дав прекрасное и радостное заключение. Он сказал:
сарва-гухйатамам бхуйах шрину ме парамам вачах
ишто 'си ме дридхам ити тато вакшйами те хитам
(Шримад Бхагавад-гита: 18.64)
"Поскольку ты – Мой очень близкий друг, Я открою тебе высшее и самое сокровенное знание. Слушай же Меня внимательно, Я говорю сейчас ради твоего блага".
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те
пратиджане прийо 'си ме
(Шримад Бхагавад-гита: 18.65)
«Поскольку ты очень дорог Мне, то Я говорю тебе прямо: «Я – Верховная Личность Бога. Что бы ты ни делал, делай это для Меня. Всегда думай обо Мне, посвяти себя Мне, поклоняйся Мне и кланяйся Мне, и так ты, несомненно, придёшь ко Мне; весь твой «счёт» перейдёт Мне. Я обещаю тебе это, потому что ты очень дорог Мне. Иные практики не будут для тебя плодотворными. Но практика бхакти-йоги принесёт тебе истинный плод, который одарит тебя высшим благом».
В рамках бхакти-йоги все правила и предписания, относящиеся к иным разновидностям йоги, сливаются воедино ради удовлетворения Кришны. В бхакти-йоге действие, результат – абсолютно всё – принадлежит Кришне. Именно в бхакти мы находим полноту смысла буддхи-йоги, йоги мудрости, и йогах кармасу каушалам, «йоги как искусства деятельности». Это значит, что благодаря бхакти-йоге все явления и пути приводятся в совершенную гармонию ради удовлетворения Кришны.
Шримад Бхагавад-гита содержит восемнадцать глав, и внешне они именуются «Карма-йога», «Джнана-йога» и так далее. Но что, в действительности, заключено в этих главах? Мы видим, что во всех восемнадцати главах Шримад Бхагавад-гиты присутствует сознание Кришны в его высочайшей форме, в форме бхакти-йоги. Все остальные формы йоги – карма, джнана и т. д. – в действительности, зависимы от бхакти-йоги.
эи саба садханера ати туччха бала
кришна-бхакти вина таха дите наре пхала
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 22.18)
«Кришна-бхакти, или преданность Кришне, – единственный путь, следуя которому, можно осознать Бога. Те плоды, что приносит карма, йога и гьяна, ничтожны и преходящи, но даже их невозможно обрести без обращения к бхакти».
В каждой главе Шримад Бхагавад-гиты Кришна связывает деятельность джив-душ в рамках различных форм йоги с бхакти, преданностью. А результаты, которые дживы-души могут получить, следуя различным низшим формам йоги – карма-йоги, джнана-йоги и т. д. – на самом деле, порождаемы присутствием бхакти в этих практиках. Таким образом, карма-йога, джнана-йога и т. д. – все они, в действительности, смешаны с бхакти-йогой.
Бхакти-йога всегда является сердцевиной духовной деятельности всех душ-джив. Всё, что Кришна объяснял в Шримад Бхагавад-гите, с начала до конца, в действительности, есть бхакти-йога. Это также означает, что немыслимо игнорировать что-либо в Шримад Бхагавад-гите. Каждая глава важна для каждого, включая людей, практикующих бхакти-йогу.
На протяжении всей моей жизни я читаю Шримад Бхагавад-гиту и практикую бхакти-йогу, и благодаря этой практике я понял, что любая часть Шримад Бхагавад-гиты важна для каждого. Я великое множество раз читал Шримад Бхагавад-гиту, и всякий раз в процессе чтения мне открывался новый смысл.
Но общий смысл шлок не становится скрытым – скорее, открываются всё новые и новые оттенки смысла, и меня это необычайно радует. От глубокого, к ещё более глубокому, к глубочайшему – всё представлено в Шримад Бхагавад-гите. Каждый нуждается во внимательном ежедневном чтении Шримад Бхагавад-гиты. С каждым днём растёт энтузиазм, с которым я проповедую концепцию, представленную в Шримад Бхагавад-гите, поскольку Гита крайне существенна в деле первичного религиозного образования масс.