Шри Джанмаштами
В честь Шри Джанмаштами мы представляем фрагмент готовящейся к публикации книги «Амнайа-Таттва»: Шрила Говинда Махарадж объясняет трансцендентную природу явления Кришны в этом мире; также мы воспроизводим пару стихов из Гопи-Гиты, которые цитирует Шрила Говинда Махарадж по этому святому случаю.
Восход Божественного Солнца
Сам Кришна явился в Своей человекоподобной форме здесь, в этом бренном мире, подобно другим Аватарам. Но божественная форма Кришны, Прекрасной Реальности, также вечно присутствует в духовной обители Голоки Вриндавана. В Шримад Бхагавад-гите Кришна сказал Арджуне:
джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ’рджуна
(Шримад Бхагавад-гита: 4.9)
«Мое рождение и деяния трансцендентны. Те, кто осознает эту истину, не рождаются более после оставления тела – они достигают Меня, Арджуна».
«Дивьям» значит апракритам. Апракритам означает, что божественная форма Господа Кришны является в этом мире подобно форме простого смертного, но она, в действительности, не состоит из смертного материала; это трансцендентная форма – совершенная, позитивная и вечно сущая в Голока Вриндаване, высочайшем измерении Вайкунтха-локи. Любой, кто понимает природу божественной формы и явления Господа Кришны, будет освобождён от рождения и смерти.
Таким образом, необходимо понять, что Его явление и уход отличны от рождения и смерти обычных людей. Они, в действительности, подобны восходу и закату солнца. Солнце не умирает, когда пересекает горизонт, оно просто на время скрывается от нашего взора. Любой, кто понимает божественное явление и уход Кришны в таком духе, не только освобождается, но и достигает служения Господу Кришне в трансцендентном мире. Господь Кришна лично дал миру это знание в Шримад Бхагавад-гите.
Милостью Писаний, Гуру и садху мы должны думать: «Рождение и смерть Господа Кришны отличаются от аналогичных явлений в случае смертного. Они трансцендентны, а Его божественная форма также трансцендентна и вечна. Ишварах Парамах Кришнах Сач-чид-ананда-виграхах. Мы должны думать: «Кришна – Верховная Личность Бога. Он – Творец всего сущего и обладает вечной божественной формой».
Гопи прославляют Кришну на берегу Ямуны, страдая от разлуки с Ним после того, как Он покинул танец раса в обществе Шримати Радхарани:
джайати те 'дхикам джанмана враджах
шрайата индира шашвад атра хи
дайита дришйатам дикшу тавакас
твайи дхритасавас твам вичинвате
(Шримад Бхагаватам: 10.31.1)
О, возлюбленный наш, родившись на земле Враджи, Ты безгранично прославил ее, и потому Индира, богиня процветания, навеки поселилась здесь. Только ради Тебя одного мы, Твои верные служанки, поддерживаем жизнь в теле. В поисках Тебя мы сбились с ног — яви же Себя нашему взору.
тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхурида джанах
(Шримад-Бхагаватам 10.31.9)
О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно, даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными.
Замечания, сделанные Шрилой Говиндой Махараджем по случаю Джанмаштами:
Шримад Бхагават содержит чудесные шлоки, в которых Гопи прославляют Кришну. Гопи очень простосердечны. Они не являются знатоками философии или других подобных явлений. Хотя они стремятся прославить Его, но не знают, как. Однако, через Ведавьяса, Сарасвати вкладывает в их уста прекрасные и простые санскритские слова. Махапрабху Чайтаньядев наслаждался этими шлоками. Вот одна из этих чудо-шлок:
джайати те 'дхикам джанмана враджах
шрайата индира шашвад атра хи
Это миниатюрный и редкостный красоты стих. Его размер довольно прост. Гопи говорят: «Поскольку Ты родился во Враджа Дхаме, то вся Враджа обрела такое великое богатство и изобилие. Мы все так счастливы, ибо Ты родился в нашей среде».
А ещё Гопи сказали:
тава катхамритам тапта-дживанам…