Шри Радхаштами
В честь Шри Радхаштами мы публикуем стихи на Храме Любви и Нежности, — стихи, прославляющие Шримати Радхарани. Их сопровождает фрагмент книги «Амнайа-Таттва», в котором Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает об этих трёх стихах.
Храм Любви и Нежности, Стих Пятнадцатый
хладинира сара 'према', према-сара 'бхава'
бхавера парама-каштха, нама - 'маха-бхава'
махабхава-сварупа шри-радха-тхакурани
сарва-гуна-кхани кришна-канта-широмани
(Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 4.68–69)
Сущность хладини есть према, сущность премы есть бхава, а высочайшее проявление бхавы есть махабхава. Шри Радха Тхакурани есть олицетворение махабхавы. Она — сокровищница всех благих качеств и драгоценный венец всех возлюбленных Кришны.
Храм Любви и Нежности, Стих Шестнадцатый
деви кришна-майи прокта радхика пара-девата
сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара
(Брихад-Гаутамийа-тантра)
«Шри Радхика известна как Деви, Кришна-майи, Пара-Девата, Сарва-Лакшми-майи, Сарва-Канти, Саммохини и Пара».
Храм Любви и Нежности Стих Семнадцатый
радха-бхаджане йади мати нахи бхела
кришна-бхаджана тава акаране гела
(Гитавали: Радхаштакам, 8.1)
«Если ты не желаешь служить Радхе, то твоё служение Кришне тщетно».
Шрила Говинда Махарадж объясняет в своей «Амнайа-Таттве»:
Игры Шри Шри Радхи-Кришны не являются обычными человеческими деяниями или неким взаимодействием, которое можно наблюдать в материальной среде. Эти игры зовутся лилой, они не имеют никакого отношения к материи; это трансцендентные Игры Верховного Господа. Радхарани есть верховная энергия («сила») Кришны, Его пара-шакти, которая также известна как хладини-шакти. «Хладини» означает, что Она всегда радует Кришну, что все Её деяния порождают великую радость и экстаз в сердце Шри Кришны. Таков смысл хладини-шакти. Шрила Кришна Дас Кавирадж Госвами дал высочайшее объяснение этого явления:
хладинира сара 'према', према-сара 'бхава'
бхавера парама-каштха, нама - 'маха-бхава'
махабхава-сварупа шри-радха-тхакурани
сарва-гуна-кхани кришна-канта-широмани
(Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 4.68–69)
«Сущность экстаза есть любовь; сущность любви — сердце; а зенит сердца зовётся махабхавой. Личность махабхавы — это наша Царица, Шри Радха Тхакурани. Она есть сокровищница всего благого, драгоценность среди возлюбленных Кришны».
Все качества и достоинства, вся красота, любовь очарование, экстаз; всё богатство служения пребывает в руках Радхарани. Этими сокровищами Она удовлетворяет Кришну, и Кришна в абсолютной мере доволен Ею.
Имена Радхарани обладают особыми свойствами и красотой. Нам известна одна, в высшей степени прекрасная и сладостная шлока об Именах Радхарани.
деви кришна-майи прокта радхика пара-девата
сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара
(Брихад-Гаутамийа-тантра)
Это санскритская шлока, а Кришна Дас Кавирадж Госвами объяснил её смысл на бенгали:
кришна-майи — кришна йанра бхитаре бахире
йанха йанха нетра паде танха кришна спхуре
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 4.85)
Радхарани зовут Кришна-майи, поскольку Господь Кришна наполняет Её существо, как внутреннее его измерение, так и «оболочку», и поскольку Она везде видит Господа Кришну, куда бы Она не обратила Свой взор.
Кавирадж Госвами также объяснил, что Её зовут Радхика, поскольку Она удовлетворяет все чувства Кришны Своим поклонением — сарвендрийа дийа каре Кришнера арадхана. Поскольку в мире трансцендентного служения всё «управление» и все реалии находятся исключительно в Её руках, то Она известна как Пара-девата. Она — единственная владелица всего, предназначенного для служения Кришне, и потому известна как Сарва-лакшми-майи. Поскольку Она способна очаровывать Кришну Своим настроением и божественной формой, то Она известна как Саммохини. Но,
деви кахи дйотамана, парама сундари
кимва, кришна-пуджа-кридара васати нагари
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила 4.84)
Здесь Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами чудесным образом открывает смысл санскритского слова «деви». Как правило, мы думаем, что слово «деви» относится к прекрасной «небесной» богине. Но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что слово «деви» происходит от корня «див», что значит «играть» — див дхату кридайам.
Таким образом, он объяснил, что «деви» означает, «Та в которой осуществляется вся полнота игры, криды, Кришны». Поскольку Кришна удовлетворён полнотой Своего бытия в полноте образа (формы) Радхарани, поскольку Кришна в полной мере удовлетворён Своей игрой с Радхарани в мадхура-раса-лиле, то Её зовут Деви. Никто не мог постичь этот смысл этого санскритского слова («деви»), но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами явил его.
Божественная игра Шри Шри Радхи-Кришны вечно происходит во Вриндаван Дхаме. Всё во Вриндаване существует ради радости Кришны. Там Радхарани раздаёт Свою мощь всем и каждому, а затем Кришна наслаждается со всеми и с каждым, и, при посредничестве Радхарани, вкушает божественную любовь. Бхактивинод Тхакур, в одной из своих песен, выразил эту идею очень простыми словами:
радха-бхаджане йади мати нахи бхела
кришна-бхаджана тава акаране гела
(Гитавали: Радхаштакам, 8.1)
Если ты не поклоняешься Кришне под руководством Радхарани, то ты обречён. Вместилище всего экстаза не даст тебе ни капли — ты ничего не почувствуешь. Акаране гела — ты можешь поклоняться Кришне, но не обретёшь ни малейшего блага, если ты не поклоняешься Кришне под руководством Радхарани.
Если кто-то поклоняется одному лишь Кришне, без Радхарани, то Кришна даст ему что-то — может быть, пять процентов. Но если ты служишь Кришне под руководством Радхарани, то ты получишь всё. Сам Господь Кришна открыто провозгласил:
на парайе ’хам ниравадйа-самйуджам
сва-садху-критйам вибудхайушапи вах
(Шримад-Бхагаватам: 10.32.22)
«Я не в силах достойно отплатить за любовь и нежность, которые получаю от Радхарани».
Таким образом, когда Кришна видит, как преданные Его преданных служат Радхарани, то Он щедро одаривает их Своей милостью — сполна.
Радхарани возглавляет всю сферу служения Кришне и раздаёт это служение. Все Игры Кришны происходят благодаря Её силе (мощи). Её хладини-шакти есть источник всей радости Кришны, а Её ипостась (аспект), Йогамайя, управляет всеми делами и реалиями трансцендентного мира.
Однажды, когда Шрила Гуру Махарадж объяснял эти истины, кто-то заметил ему: «В таком случае, вы, на самом деле, — тантрики. Вы постоянно говорите: «Служите Кришне под руководством Радхарани», поэтому вы следуете пракрити-ваде, вы поклонники энергии».
Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Да. Мы — тантрики. Но мы — вишуддха-тантрики. Мы чистые тантрики, «беспримесные». «Под руководством Радхарани» означает, что под руководством Её мистической трансцендентной энергии мы служим Кришне. Наше служение адресовано Радхарани, не Кришне, и уже Сама Радхарани использует нашу энергию служения Ей в интересах Кришны. Поскольку Радхарани в полной мере насыщает Кришну, то наше служение актуально, и мы можем получить главное, в чём нуждаемся — возможность совершенным образом радовать Кришну.