Шри Шри Нитай-Чайтаньядев
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж вспоминает о том, как Шри Шри Нитай-Чайтаньядев по Своей собственной воле пришли в Шри Чайтанья Сарасват Матх в Шри Пури Дхаме.
Сегодня очень благоприятный и счастливый день для нас. Нитьянанда Прабху и Махапрабху явятся сегодня здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Они пребывали в набадвипском Шри Чайтанья Сарасват Матхе скрытым образом, но у Них были Их собственные желания, и я думаю, что, стремясь осуществить эти желания, Они пришли в Пури Дхам.
Этот Матх (в Пури – прим. пер.) возник во времена Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа, но я опасался устанавливать в нём Божества. Установив Божества, необходимо продолжать поклонение Им поколение за поколением. Перерывы в поклонении – очень серьёзное отступление от традиции. Это арчан-марг (формальное, кодифицированное поклонение – прим. пер.), и падшим душам крайне тяжело следовать этому пути. Поэтому я всегда испытываю нерешительность, когда речь заходит о подобном поклонении. Но если Божество приходит Само, по собственному желанию, то что мне остаётся? Я думаю, что это желание Божества.
Когда я находился в Калькутте, то планировал отправиться в Пури и посмотреть на ход строительных работ. Я подумал: «Я собираюсь в Пури, и все хотят поехать в Пури вместе со мной. Можно будет расширить масштабы работы там». И… что вы думаете? Мне тотчас пришла мысль о том, что эти Божества ждут в Набадвипе, и, возможно, Они желают быть установленными.
Божества стояли в храме скрыто, принимая подношения в виде благовоний и дожидаясь служения Себе. Порой я чувствовал себя скверно, поскольку не сумел начать поклонение Им во времена Шрилы Гуру Махараджа. Эти Божества – Божества Гуру Махараджа. Гуру Махарадж смотрел на них и совершал пранам, поэтому Они уже в полной мере проявились, но я не был счастлив, поскольку не мог должным образом Их кормить и поклоняться Им. Кроме того, иногда мне думалось, что Махапрабху и Нитьянанда Прабху хотят играть в Говинда Кунде. У меня были и деньги, и помощники, но организовать должное поклонение им я не мог. Нужна была лодка, и я послал Пурнананду Прабху и Хари Чарана Прабху с пятью тысячами рупий, чтобы они купили лодку, но им не удавалось это сделать. Я размышлял о том, что всё это могло значить. Кроме того, я позабыл вес Божеств.
Позже, когда в Пури собрались многочисленные преданные, я подумал, что, уж коли они туда едут, то настал час доставить туда Махапрабху и Нитьянанду Прабху. Когда они явят Себя в комнате Божеств, то каждый день будут получать прекрасную пищу и должное поклонение. Поэтому я подумал: час настал, но что я могу сделать? Я размышлял в течение трёх дней, но ни с кем не делился мыслями. Я нуждался во вдохновении со стороны Гуру Махараджа, наставлениях Гуру Махараджа, чувствах от Гуру Махараджа. Так я ждал, а затем, вечером третьего дня, я решил, что должен совершить абхишек Божества.
Ранним утром следующего дня, ко мне пришёл Прапанна Кришна Прабху с предложением: «Махарадж, мы все отправляемся в путь. В нашем Матхе есть два Божества. Я думаю, было бы замечательно, если бы Вы доставили эти Божества в Пури Дхам».
Услышав это, я поразился. Я посчитал это предложение прямым указанием Гуру Махараджа. Я подумал, что если кто-то обращается ко мне с подобным предложением, то я должен думать, что оно полностью устраивает Гуру Махараджа. Затем Махананда Прабху, который не участвовал в этих обсуждениях, внезапно сказал мне: «Махарадж, это можно сделать». И я почувствовал полное удовлетворение и подумал, что уж коли три головы оказались в одном месте (так буквально – прим. пер.), то этого достаточно. Одна, две, три – и вперёд! Я – одна голова, он – другая, а когда Махананда Прабху сделал «последний выстрел», то у меня не осталось сомнений в том, что это должно случиться.