Шрипад Сауриндранатх Бхакти Варидхи
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж вспоминает возвышенного слугу Шри Гуру и Шри Гауранги.
Уход Парам Бхагавата
Шрипада Сауриндранатха Бхакти Варидхи Маходая
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Перевод бенгальской статьи,
опубликованной в журнале «Шри Гаудия Даршан»,
в томе тринадцатом, выпуске первом, в воскресенье,
24 августа 1969 года.
Неподалёку от Богры находится деревня под названием Мадла. В этой деревне стоит роскошный особняк известного и влиятельного помещика (землевладельца) Йогендранатха Саркара Маходая. Йогендра Бабу был очень разумным и строгим администратором. Он дважды принимал участие в судебных тяжбах, доходивших до Тайного Совета (Верховного суда Соединённого Королевства), сторонами в которых выступали некий землевладелец из Богры и Шри Мохамед Али, бывший премьер-министр Пакистана [Бангладеша]. Однажды он пригласил к себе Бахадура, губернатора Бенгалии в ту пору, и устроил ему почётный приём.
Шри Сауриндранатх Саркар был старшим сыном Йогендры Бабу. Получив высшее образование, Шри Сауриндранатх Бабу с отличием сдал экзамены на степень магистра искусств, а затем столь же успешно сдал экзамены на звание юриста. Он начал заниматься юридической практикой в высоком суде в качестве помощника знаменитого адвоката Шри Атула Гупты Махашая, работавшего в Высоком Суде Калькутты. Позже, по желанию своего достопочтенного отца и в силу необходимости сохранять семейное состояние, Сауриндранатх Бабу начал выступать в роли защитника в окружном суде Богры, где совершил головокружительную карьеру. Позже, в зрелости, даже после того, как был основан Пакистан [Бангладеш], занимаясь почтенным трудом прокурора, он жил в Шри Дхам Набадвипе, стремясь к искренней духовной жизни.
На определённом этапе своей жизни Шри Сауриндранатх Саркар Маходай был крайне удручён и опечален смертью своей единственной дочери. Он неожиданно отказался от своей крайне активной жизни и отправился в паломничество. В то время случилось так, что он начал посещать Гаудия Матх в Дели; оказавшись там, он восхитился, увидев сходство своей покойной дочери и Божества Шримати Радхарани в Матхе. Хотя он и демонстрировал заинтересованность в беседах на духовные темы с обитателями Матха, будучи адвокатом, человеком образованным и либерально мыслящим, он не мог отказаться от ошибочного представления, согласно которому так называемое служение человечеству – высочайшее благо, и своими доводами ставил обитателей Матха в тупик.
Так случилось, что Джагад-гуру Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад в то время находился в Матхуре, в знаменитом месте под названием Шивалайа возле Дампьер Парка. Когда глава делийского Матха сообщил ему письмом о вышеупомянутых событиях, то Шрила Прабхупад послал моего Гуру Пада-падму Ом Вишнупада Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа, который был знатоком всех заключений священных писаний, в делийский Матх, с миссией приобщить Шрийукту Саурина Бабу к истинной концепции преданности.
Находясь в Дели, мой Гуру Пада-падма детально обсуждал превосходство концепции чистой преданности с прославленным адвокатом. В итоге Саурин Бабу осознал эфемерность так называемого служения человечеству и получил ясное представление о верховном положении служения Господу, и, превыше всего, служения Кришне под руководством Шримана Махапрабху. Он немедленно отправился в Шри Матхура Дхам, встретился со Шрилой Прабхупадой и был совершенно удовлетворён услышанным им божественным посланием, изливающимся из святых уст Шрилы Прабхупады. Он и его жена предались у стоп Шрилы Прабхупады и были благословлены, получив посвящение в Шри Хари-нам.
По возвращении в свою резиденцию в Богре, желая благой удачи всем душам, он загорелся желанием сделать всеобщим достоянием суть проповеди Шри Гаудия Матха – послание Шри Чайтаньи, пропагандируемое Шрилой Прабхупадой – и стал мужественно совершать усилия в этом направлении. Он начал приглашать в свой дом достойных проповедников и продемонстрировал великий пример, прилагая максимум усилий и тратя большие средства на распространение несравненного учения Шри Гаудия Матха в среде интеллигенции.
Довольный его попытками проповедовать и служить, Шрила Прабхупад переступил порог его дома в Богре, возвращаясь из Дарджилинга в обществе своих спутников (немецкого учёного Садананды Брахмачари и других возвышенных спутников). Пышный приём и грандиозная процессия, организованная для Шрилы Прабхупады Сауриндранатхом Бхакти Варидхи Маходаем в сотрудничестве с ассоциацией Богра Бар, вызвали зависть даже у многих знаменитых политических лидеров.
Со времён проявленных Игр Шрилы Прабхупады, Сауриндранатх Бхакти Варидхи испытывал очарование особым качеством проникновенной и глубокой Хари-катхи, произносимой моим Шри Гуру Пада-падмой, и питал глубокую веру в моего Шри Гуру Пада-падму. После ухода Шрилы Прабхупады, когда Шрила Гуру Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Колергандже на Гупта Говардхане в южной части города в Шри Дхам Набадвипе и отдельно от других последователей Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура посвятил себя жизни служения посредством проповеди и другой деятельности в измерении преданности, Сауриндранатх Прабху также принимал участие в преданном служении в качестве его последователя, желающего быть рядом со Шрилой Гуру Махараджем; во многих отношениях Сауриндранатх Прабху помогал совершать разные виды служения Шри Чайтанья Сарасват Матху в обществе слуг Матха.
В день поклонения святому явлению нашего Шри Гуру Пада-падмы, он неизменно, каждый год, приходил в Матх (независимо от состояния здоровья) и испытывал великое удовлетворение, поклоняясь нашему Ачарье как форме Шрилы Прабхупады, тождественной ему. Более того, уча, руками и пером, падшие души, подобные мне, тому, как поклоняться Шри Гуру, и вдохновляя нас в нашем служении, он благословлял нас вечной благой удачей. В особенности, он вновь и вновь прилагал усилия к тому, чтобы я должным образом оценил качества и уникальные характеристики того, кого Шрила Прабхупада, накануне своего ухода, призвал к себе и попросил петь Шри-Рупа-манджари-пада; от кого Шрила Прабхупада слушал бхаджан Нароттама Тхакура, проливающий свет на высочайшую стадию божественного служения. Наша великая удача состоит в том, что мы были благословлены обществом этой великой души, Сауриндранатха Бхакти Варидхи.
Неизменно, каждый год, с великой преданностью он, в сотрудничестве со Шри Чайтанья Сарасват Матхом, проводил грандиозный фестиваль в честь ухода Шрилы Сарасвати Тхакура в Шри Сарасват Кутире в своём доме. На этот праздник он приглашал и собирал заслуженных, почтенных, образованных и достойных людей, и пересказывал для всех Хари-катху, произнесённую достойными спутниками Шрилы Прабхупады, рассказывал о славе и величии Шрилы Прабхупады, и, раздавая всем, приглашённым и неприглашённым, четыре разновидности Бхагавад-прасада – который можно жевать, сосать, лизать и пить – наделял каждого благой удачей.
Обретая одну каплю постоянства в усилиях служить Шри Гауре Кришне под руководством Шрилы Прабхупады и Его спутника – Ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха – которое было зримо в его жизни вплоть до последнего момента, даже падшая душа, подобная мне, смогла стать достойной обрести вечную благую удачу и обрести высшее благословение.
На Варутхи Экадаши, в день весеннего равноденствия, эта великая душа лишила души, подобные мне, своего близкого друга и покинула мир, чтобы совершать любовное служение Шри Шри Гуру Гауранге Гандхарве Говиндасундару в её собственном измерении, мире чистого божественного служения.
В соответствии с его желанием, на одиннадцатый день после его ухода, ради его духовного удовлетворения, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе были проведены последние ритуалы – с пышностью и достоинством. Многие прославленные триданди санньяси и чистые преданные приняли участие в этой церемонии и безупречным образом осуществили функции поклонения, декламации, пения, проповеди и прославления этой возвышенной Вайшнавской души [Сауриндранатха Бхакти Варидхи], провели огненное жертвоприношение и раздали махапрасадам. В конце церемонии всем участникам собрания предложили чудесный махапрасад.
Многие члены семьи Прабху, его личные спутники и друзья пришли в Матх по этому случаю и были удовлетворены махапрасадом. Когда они попрощались, покидая Матх и воспевая славу Прабху, фестиваль в честь его ухода завершился.
Все спутники Шрилы Прабхупады, один за другим, покидают этот бренный мир и лишают землю её драгоценных камней. Без этой великой души, Гаудия сампрадая и слуги Шри Чайтанья Сарасват Матха чувствуют невосполнимую утрату, и утешение невозможно. Но что можно поделать? Сватантра Кришнера иччха ха-ила санга-бханга: общество этой личности было утрачено, поскольку такова независимая воля Господа Кришны.