Слуги Сладостной Воли Кришны
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж рассказывает о роли и месте аскез.
Вопрос: В Библии присутствует история о том, как Христос выслушивал жалобы от священников: они жаловались на то, что его ученики не следуют определённым правилам и не совершают определённые аскезы. Христос сказал им: «Когда присутствует жених, невесте не нужно поститься».
Шрила Шридхар Махарадж: Ради служения мы должны принимать то, что необходимо. Служение – самый важный фактор; пост не является целью жизни. Когда есть служение, то мы должны принимать достаточно пищи и всего остального, необходимого для того, чтобы оставаться в форме, подходящей для того, чтобы совершать служение. Таков смысл этой аналогии. Аскезы, как таковые, не представляют ценности. Лишь аскезы, необходимые для служения – некого позитивного занятия – обладают ценностью. Подлинная аскеза состоит в том, чтобы отстраняться от дурного и приобретать качества, позволяющие стремиться к положительному началу.
Аскеза не является нашей целью. Аскеза подразумевает отстранённость от негативной стороны. Служение – вот самое важное. Таким образом, йукта ваирагйа: мы должны брать из «фонда» Кришны столько, сколько необходимо для того, чтобы должным образом совершать служение. Всё принадлежит Кришне, и мы должны принимать пищу, одежду – что угодно и столько, сколько необходимо – чтобы удовлетворять Его.
Гопи делают это, не только в случае пищи, но и в одежде: они одеваются так, как нравится Кришне. Это не роскошь. Удовлетворение себя или других красивой одеждой есть роскошь. Манеру одеваться должен регулировать один критерий: что нравится Кришне. Гопи одеваются соответственно вкусам Кришны; не богато и не бедно. Они – не слуги нищеты или богатства; они не «обеспечены»; они – слуги сладостной воли Кришны.
Также и здесь смысл таков: в целом, долг жены состоит в том, чтобы служить своему супругу и удовлетворять его, поэтому жене не следует совершать аскезы. Она станет принимать пищу в количестве, достаточном для того, чтобы оставаться способной совершать максимальное служение своему господину. Такова ценность этой аналогии.
Вопрос: Но после того как жених или муж ушёл?
Шрила Шридхар Махарадж: Естественно, когда они разлучены (вираха, випраламбха), гопи не стремятся есть или одеваться изысканно. Это естественно; они всегда чувствуют боль разлуки. Обильная еда, хорошая одежда и другие подобные явления не понравятся целомудренной женщине в разлуке. Никогда.
«Кришна – наш Владыка, и в Его присутствии, дабы удовлетворить Его, мы будем делать всё, что угодно. Мы будем свободно взаимодействовать со всем, как мы чувствуем, необходимым. Но когда Он отсутствует, тогда, к нашей скорби, ничто не будет для нас привлекательным».
Разлука, встреча и разлука (вираха и милан). Встреча радостна, а разлука болезненна, прискорбна. Эта аналогия применима в расхожем смысле, но мы прилагаем её к Кришне, единственному Владыке души. Он не является Владыкой той или иной области; Он – единственный Владыка наших сердец, и ради Его удовлетворения, мы будем делать всё, что угодно. «Ради Его удовлетворения, дабы доставить ему малейшее удовольствие, мы свободно будем делать абсолютно всё».