Стопы в двух лодках

Стопы в двух лодках

Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур говорит об участи людей, которые неискренне практикуют преданность.

Ниже помещён перевод притчи под названием «Дуи Наукайа Па», «Стопы в двух лодках», опубликованной Шрилой Бхакти Сиддхантой Сарасвати Тхакуром в бенгальском сборнике притч под названием «Упакхйане Упадеш».

Стопы в двух лодках

Если поставить стопы в две разные лодки, то падение в воду неизбежно. Если кто-то стоит двумя ногами в двух разных лодках, в то время как лодки плывут параллельно друг другу, то существует риск упасть в воду, если расстояние между лодками увеличится. Если лодки поплывут в разные стороны, то будет невозможно плыть ни в одной из них. Скорее, конечным результатом послужит опасное падение в воду.

Многие говорят: «Заведи семью и молись Господу. Работай руками и воспевай Имя Господа устами». Эта концепция сравнима с планом сохранить равновесие, стоя в двух лодках. «Я заведу семью и буду молиться Господу» –  это невозможно. Можно жить в семье и служить Господу. Но это должна быть семья Кришны, а не семья Майи. Если человек живёт в семье Майи, то он не служит Господу, а если он живёт в семье Кришны, то не служит Майе.

В семье Кришны вся деятельность осуществляется ради прославления Имён и качеств Кришны – ради удовлетворения Кришны, не ради собственного наслаждения или отречения. Если человек лишь внешне одевается как санньяси, домохозяин или аскет, он не служит, тем самым, Господу. Когда человек удовлетворяет Господа, то есть, совершает всю деятельность с помощью всех чувств, во всех обстоятельствах, под руководством Шри Гуру и Вайшнавов, с целью принести благо другим душам, наслаждаясь вкусом Имени и служа Вайшнавам, то он исполняет свой долг по отношению к семье Кришны и служит Господу. Усилия же того, кто пытается совершать одни действия ради наслаждения Кришны, а другие – ради собственного наслаждения, ничем не лучше попыток устоять в двух лодках.

Чистые преданные всегда совершают все свои действия с целью служить Господу. Они даже не оправляют естественные надобности ради собственного наслаждения. Они делают это лишь потому, что это способствует служению Господу. Фундаментальная цель всех их действий – приёма пищи, сна, прогулок, зарабатывания денег и т. д. – есть служение Господу.

Но если кто-то неискренне говорит или думает: «Я делаю всё это ради служения Господу», с тем, чтобы длить своё собственное наслаждение, то он не служит Господу. Подлинные Гуру и Вайшнавы клеймят всю подобную неискренность. Если кто-то пускает другим пыль в глаза (вводит их в заблуждение), потворствует своему уму, и, тем самым, пытается устоять в двух лодках, то он, в конце концов, оказывается в бедственном положении; то есть, падает в реку Майи и встречает смерть. Поэтому, попытки пересечь бушующий океан материального существования исключительно на борту корабля, капитанами которого выступают Шри Гуру и садху, являются единственным занятием разумного человека.

джагаи бале йади эка-ништха на ха-ибе

дуи найе нади-парера дурдаша лабхибе

(Шри Шри Према-виварта: 4.16)

Джагай говорит: «Если ты не станешь целеустремлённым, то тебя ждёт печальная участь – ты будешь вынужден пересекать реку на двух лодках». 

,

Возврат к списку