Свободная Любовь
В честь Дня Ухода Шрилы Рупы Госвами Прабху, мы публикуем фрагмент лекции, данной Шрилой Шридхаром Махараджем по этому случаю.
Ученик: Махарадж, Рупа Госвами был Ачарьей самбандха-джнана или абхидхеи?
Шрила Шридхар Махарадж: Он был Ачарьей абхидхеи. Санатан Госвами является Ачарьей самбандхи-джнаны, а Рагхунатх Дас Госвами – Ачарьей прайоджаны. Абхидхея – средства или методы достижения высшей цели – это явление было дано, главным образом, Рупой Госвами. Какова эта цель? Знание о ней было дано Дасом Госвами. Какова цель нашей жизни и каковы наши отношения с окружающим миром? Знание об этом дал, преимущественно, Санатан Госвами…
Рупа Госвами, в основном, рассматривал такое явление, как паракия. Санатан Госвами имел дело с преданностью в соответствии с предписаниями и установками священных писаний, с долей анураги, свободной любви. Рупа Госвами показал и доказал, что чистая, свободная любовь – единственный путь, ведущий к достижению Абсолюта в его высочайшем положении.
ваикунтхадж джанито вара мадху-пури татрапи расотсавад
вриндаранйам удара-пани-раманат татрапи говардханах
радха-кундам ихапи гокула-патех премамритаплаванат
курйад асйа вираджато гири-тате севам вивеки на ках
(Шри Упадешамритам: 9)
«Выше Вайкунтхи – Матхура, где Кришна родился. Выше Матхуры – Вриндаван, где Кришна совершал Свою Раса-лилу. Выше Вриндавана – Говардхан, где Кришна совершает сокровенные Игры со Шри Радхикой. А выше Говардхана – Радха Кунда, которую Кришна наполняет высочайшим нектаром божественной любви. Какая достигшая совершенства душа не станет служить Радха Кунде у Холма Говардхан?»
В христианстве присутствует идея «богоотцовства», но здесь (в Гаудия Вайшнавизме – прим. пер.) нам даётся не только «Богосыновство», но открывается полнота Его природы: Супружество Бога. Мы должны это осознать.
Родители – это своего рода слуги. Родительская любовь – это, в действительности, служение. Мы не можем это игнорировать, да и в этом нет необходимости. Господь должен находиться в центре, не на периферии. "Он – Творец. Он – Отец. Он – превыше всего". Нет. Он находится в центре. Он всегда находится в центре, а наша центральная идея Бога относится к тому, что в этом мире зовётся вожделением. Сердцевина нашего существа – это любовь и нежность; этот центр нашего существа не пребывает в знании или силе. Центральное положение Бога находится в царстве любви. Пребывая там, Он контролирует всё. Источник контроля всего должен находиться в измерении любви, а не в измерении силы или знания. Мы должны осознать это.
Если мы сумеем это сделать, то мы поймём природу сокровища, подаренного нам Гаудия Матхом, Махапрабху и Бхагаватам.
Мы должны понять, что джнан и карма, знание и сила, обладают меньшей ценностью. Они суть покрытия подлинной жизни; они не являются частью подлинной жизни. Наша истинная жизнь – это любовь; джнан и карма должны быть второстепенны по отношению к любви и красоте. Таково положение вещей в Реальности. Мы должны это понять. Тогда мы сумеем понять, что есть преданность. В противном случае, мы превратимся в сахаджия, имитаторов, – мы будем просто следовать традициям, таким как нанесение на тело тилаки или ношение одеяний Вайшнава. Если в сердце, в глубине нашего существа, мы сумеем понять положение подлинной любви, то познавательная способность будет рассматриваться как прихоть, как нечто мёртвое.
Фактически, «познание» невозможно. Ограниченное, конечное существо не может измерить Безграничное. Джан – это чистой воды насмешка над реальностью. Это нечто смехотворное. Ты, ограниченное существо, стремишься, образно говоря, зажать Безграничное в пригоршне? Любая совершаемая нами карма роет нам могилу. Энергия, с помощью которой мы существуем в этом мире, роет нам могильную яму. Это явление не связано с Абсолютом. Лишь шаранагати, метод свободной любви, благодаря которому Безграничное Начало соблаговолит снизойти к нам, является реалистичным усилием на пути нашего прогресса. Всё остальное абсурдно и пагубно – кривлянье безумца.
Харе Кришна.