Свободное служение

Свободное служение

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о том, как высоко он ценит Шримад Бхагавад-гиту и дар свободы со стороны Кришны. 

Когда я присоединился к Шри Чайтанья Сарасват Матху, то на протяжении одного года мог читать безо всяких ограничений. Первой книгой, которая произвела на меня сильнейшее впечатление, была Шримад Бхагавад-гита. То была первая книга в моей миссионерской жизни. До этого я прочитал множество материалистичных книг, но после того, как присоединился к Миссии, то моим первым источником знания была Бхагавад-гита, а учителем был Шрила Свами Махарадж Прабхупад. Обучение происходило в ту пору, когда я жил в обществе Шрилы Гуру Махараджа, который всегда учил меня чему-нибудь, он был склонен постоянно обсуждать разные глубокие предметы, – когда я находился в обществе Гуру Махараджа в Калькутте, Прабхупад обучал меня.

Первое впечатление, возникшее у меня в связи со Шримад Бхагавад-гитой, заключалось в том, что представленная в ней чистая и ясная концепция уникальна. Сам Кришна – бесстрашно, убеждённо и просто – учит в Гите. Никто не провозглашал себя Богом, но Кришна, не задумываясь, говорит: «Я Бог. Ты мой друг; Я – Бог. Ты не знаешь; Я знаю. Ты не можешь знать всего, что доступно Мне, поскольку твой ум ограничен, а Я всегда совершенен. Насато видйате бхаво, набхаво видьяте сатах (Бг. 2.16) – Я не вхожу в элементы материального космоса и не выхожу из них. Мне присуща собственная, специфическая природа». Ни в одном другом источнике я не встречал столь отчётливой и ясной идеи.

Когда мы читаем Бхагавад-гиту, то, прежде всего, на нас производит впечатление то, как Кришна бесстрашно, открыто и не колеблясь заявил всем: «Я есть». Подобное умонастроение трудно найти где-либо ещё, поэтому мы не можем не верить этим словам. Если вы не верите, то это другой вопрос, но верить вы должны, и Кришна знает, что вы должны верить. Однако Кришна всегда занимает нейтральную позицию и всегда говорит, сохраняя нейтралитет.

Наконец, Кришна также говорит: «Я дал тебе свободу и не отниму её. Поскольку Я подарил её, то не отниму». Такова убеждённость Бхишмадева. Бхишмадев сохранил пять стрел, пообещав: «Этими пятью стрелами я убью завтра пятерых Пандавов».

Кришна хотел похитить эти стрелы и попросил Юдхиштхира: «Ступай и скажи Бхишмадеву: «Прежде начала битвы, Я говорил с тобой, и ты пообещал: «Виджайи бхава, ты одержишь победу». Возьми свой обет обратно. Ты пообещал, что я одержу победу, но теперь я прошу тебя взять твои слова обратно». Юдхиштхир сделал это, и Бхишма спросил: «Почему?» Юдхиштхир ответил: «Поскольку, если ты не умрёшь, то как мы одержим победу? А никто не сумеет убить тебя, поэтому для меня немыслимо обрести победу.  Если ты не умрёшь, то мне не достанется победа, а никто не способен убить тебя, поэтому победа не придёт. Так зачем же ты дал благословение? Ты должен вернуть его».

Бхишмадев спросил: «Кто сказал это, Кришна? Кришна очень умён. Так или иначе, я не могу забрать то, что однажды дал. Я подарю тебе ключ к разгадке тайны моей смерти». Затем он сказал: «Я не стану сражаться с женщиной или с кем-то, кто в прошлой жизни был женщиной». Юдхиштхир задумался над тем, стоит ли выходить на поле битвы Драупади; последняя умела сражаться. И он спросил Бхишмадеву: «Ты хочешь видеть Драупади на поле битвы?» Бхишма улыбнулся и сказал: «Ты глуп, возвращайся к Кришне, Он расскажет тебе всё. Ты не способен понять, ты глуп. Я ничего больше не скажу. Кришна прислал тебя, так возвращайся к Кришне».

Тогда Кришна заметил: «Да, то, что Питамаха, дед Бхишма, сказал, соответствует действительности: Шикханди в прошлой жизни был женщиной, и в нынешнем рождении она обрела человеческое тело, поменявшись телами с полубогом. Бхишма не станет сражаться с Шикханди, потому назначь его сегодня же твоим сенапати, генералом. Сегодня он будет генералом, а Арджуна станет его защищать. Он способен убить Питамаху. Питамаха не может убить Шикханди, потому что не будет в него стрелять, но Шикханди может убить Питамаху». Такую стратегию предложил Кришна.

Однажды подарив, Кришна не забирает обратно: такова природа Кришны. Кришна дал всем дживам-душам свободу и не станет отбирать её. Вы можете задаться вопросом: почему Кришна дал нам эту свободу? Кришна всезнающ, так почему же Он дал нам свободу? Основная причина, по которой Кришна дал нам свободу, состоит в том, что благодаря этой свободе, вы можете готовить для Кришны чудесную пищу. Кришна дал язык, который способен чувствовать. Чувствовать вкусы: сладкий, кислый, острый или горький; благодаря языку доступны разные вкусы. Язык обладает такой способностью. Это свобода языка, и благодаря этой свободе можно наслаждаться множеством роскошных блюд. Аналогичным образом, благодаря свободе, можно совершать то или иное служение, свободно его избрав. Кришна дал вам эту свободу.

Вы желаете наслаждаться посредством свободы, и это глупо: вы не можете наслаждаться, поскольку не являетесь Наслаждающимся. Наслаждение придёт к вам иначе – благодаря попыткам насладить Кришну. Используйте свободу должным образом, и у вас не будет проблем.

Примечание:

Произнесено в августе 1999 в Италии, во время 14-го мирового тура Его Божественной Милости.

, , , ,

Возврат к списку