Тотальная Садхана
Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж объясняет простоту садхана-бхакти.
Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж прославляет Амбариша Махараджа в качестве идеального примера человека, следующего путём садхана-бхакти.
На этой неделе, во время своего краткого визита в Шри Набадвип Дхам (совершённого в рамках проповеднического тура по Бенгалии), Шрила Ачарья Махарадж в своём выступлении долго и подробно комментировал стих из Шримад Бхагаватам, в котором прославляется Амбариш Махарадж. В этом стихе рассматривается назначение одиннадцати чувств и смысл деяний, совершаемых душой.
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамши ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе
мукунда-лингалайа-даршане дришау
тад-бхритйа-гатра-спараше нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хришикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттамах-шлока-джанашрайа ратих
(Шримад Бхагаватам: 9.4.18–20)
«Царь Амбариша прежде всего сосредоточил ум на лотосных стопах Господа Кришны, а затем, одно за другим, занял в служении Господу все свои органы чувств: его уста прославляли трансцендентные качества Господа, руки убирали Его храм, уши слушали рассказы о деяниях Господа, а глаза созерцали Его божественный образ. Тело царя касалось тел преданных Господа, нос вдыхал аромат цветов лотоса, поднесенных Господу, а язык наслаждался вкусом листьев Туласи, возложенных к лотосным стопам Господа. Ноги несли его к местам паломничества и храмам Господа, голова склонялась перед Господом, а все желания были связаны с желаниями Господа. Все эти духовные занятия как нельзя лучше подходят тому, кто стремится стать чистым преданным».
- перевод с санскрита Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж так прокомментировал этот стих:
Амбариш Махарадж был царём. На плечи царя возложено бремя ответственности; он вынужден выполнять множество мирских обязанностей, но Амбариш Махарадж никогда не пренебрегал своей духовной практикой. Он совершал эту практику осознанно, неукоснительно и искренне. В Шримад Бхагаватам сказано:
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамши ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе
мукунда-лингалайа-даршане дришау
тад-бхритйа-гатра-спараше нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хришикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттама-шлока-джанашрайа ратих
(Шримад Бхагаватам: 9.4.18–20)
Благодаря этому стиху нам становится отчётливо виден склад Амбариша Махараджа: он искренне служил Кришне, разными способами, отдавая этому служению всего себя. Амбариш Махарадж без остатка вручил себя Господу Кришне; даже его мысли были служением Кришне. Ради удовлетворения Господа Кришны, он проповедовал сознание Кришны; с помощью своего ума, он служил Кришне сам и вовлекал в это служение других. Падау харех кшетра-паданусарпане – каждый день он совершал парикраму священной обители Господа.
Так (как описано выше – прим. пер.) все чувства и ум можно задействовать в служении Кришне. Служение Кришне возможно в любых обстоятельствах, если мы преданы Кришне и считаем, что всю ответственность за нас несёт Кришна.
Если всё, что мы делаем, предназначено для удовлетворения Кришны, тогда все наши действия будут Кришна-севой. Таково учение Махапрабху и Прабхупада Сарасвати Тхакура. Мы понимаем это; подобное представление дал нам Шрила Гуру Махарадж.