Тотальная трансформация

Тотальная трансформация

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж схематично описывает стадии, которые проходит душа на своём пути к мадхура-расе.

Преданность – причина самой себя. Это позитивное явление. Негативное явление – покрытие или оболочка, оскверняющее начало – уйдёт. По мере развития преданности, оскверняющее покрытие будет истончаться, и, в конце концов, исчезнет. Внутреннее начало раскроется, а внешние потребности будут отвергнуты. Грязь будет удалена, салиласйа йатха шарат (ШБ 2.8.5): [подобно осенним озёрам (которые становятся чистыми после муссонных дождей)]. Цель, объект, будет становиться всё более и более отчётливой, и, соответственно этому, будет наступать состояние свободы. Верный царю чиновник наслаждается большей свободой, нежели чиновник опытный. У опытных чиновников тоже есть определённая степень свободы, но верное царю окружение наслаждается большей свободой. Таким образом, иные требования пропорциональны степени интенсивности веры и верности: чем больше веры и верности, тем меньше требуется иных качеств.

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа

(Шримад Бхагаватам: 1.12.18)

Это садхана-бхакти.

адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа,

тато 'нартха-нивриттих сйат

(Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 4.15–16)

[«Вначале возникает вера, затем человек оказывается в обществе садху, затем он начинает совершать служение, а потом исчезают все нежелательные факторы, препятствия на его пути».]

На этой стадии,

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа

(Шримад Бхагаватам: 1.12.18)

Благодаря служению как священному писанию, так и преданному, к начинающему приходит вдохновение и очищает его, подготавливая почву для служения Кришне.

Вопрос: Каков смысл выражения «прайа», в данном случае?

Шрила Шридхар Махарадж: Прайа означает «практически», «почти»: почти все нежелательные явления уходят. Тогда можно говорить о том, что у человека есть ништха, наиштхики-бхакти [прочная преданность]. Когда человек просто демонстрирует склонность к преданности, то ещё рано говорить, что это нечто существенное. Преданности можно доверять лишь тогда, когда львиная доля времени и сил отдаётся служению Кришне, а на остальные явления тратятся остатки времени и сил, что можно не принимать в расчёт.

Вопрос: Почему все вредоносные явления в сердце не устраняются полностью, благодаря постоянному служению преданному и писанию (нитйам бхагавата-севайа)?

Шрила Шридхар Махарадж: На этой стадии плоды текущих поступков почти полностью уничтожаются, но плоды прошлых поступков сохраняются – в очень тонкой форме. Они также должны быть устранены. Тогда произойдёт полная трансформация.

апрарабдха-пхалам папам кутам биджам пхалонмукхам

краменаива пралийета вишну-бхакти-рататманам

(Падма-пурана)

Карма делится, преимущественно, на две категории: прарабдха и апрарабдха. Прарабдха: карма, «привязанная» к текущему телу и заканчивающаяся вместе с его смертью. Апрарабдха: карма, которая сохраняется, переходя в следующие рождения. Пхалонмукх карма [прарабдха-карма] означает, что это «прорастающая», «созревающая» карма. Она потребует своего удовлетворения (т. е., должна будет осуществиться и привести к определённым результатам), как только представится такой шанс.

Бидж-карма подразумевает «карму-семя» – это карма, которая может быть «распознана» (её характер может определён) и вскоре будет приведена в «активное состояние». Кута подразумевает карму, находящуюся в неразличимом, нераспознаваемом состоянии. Кутастхокшара учйате – это часть акшары [непроявленного] в самскаре [определённой стадии развития] пракрити [материальной природы]. Карменаива пралийанте: постепенно все эти формы кармы должны будут быть отброшены. Постепенно им, какими бы нераспознаваемыми или тонкими они ни являлись, будет положен конец. Когда преданность Кришне пленит человеческое сердце, то они вынуждены будут уйти. Преданность непременно укрепится в сердце, рано или поздно. «Каунтея пратиджанихи на Ме бхактах пранашйати (Бг: 9.31): когда некто устанавливает со Мной связь, он непременно спасается».

нехабхикрама-нашо 'сти

пратйавайо на видйате

свалпам апй асйа дхармасйа

трайате махато бхайат

(Шримад Бхагавад-гита: 2.40)

[«На этом пути не может быть потерь и изъянов. Малейшая практика этой дхармы избавляет человека от величайшего страха».]

брахмананам сахасребхйах сатра-йаджи вишишйате

сатра-йаджи-сахасребхйах сарва-веданта-парагах

сарва-веданта-вит-котйа вишну-бхакто вишишйате

вайшнаванам сахасребхйа экантй эко вишишйате

(Гаруда-пурана)

[Среди тысяч брахманов один достоин совершать жертвоприношения. Среди тысяч подобных брахманов находится один знаток всех разделов Веданты. Среди тысяч подобных брахманов встречается один преданный Вишну. Среди тысяч таких преданных один обладает чистой преданностью.]

сарва-веданта-вит-котйа вишну-бхакто вишишйате

(Гаруда-пурана)

Одного представления, согласно которому высшая реальность является чистым сознанием, недостаточно. В Высшей Личности следует разглядеть право наслаждаться. На этом уровне Он уже не Брахма. Он – Парабрахма, Васудев, Пурушоттам. Речь идёт о концепции личности, которая наслаждается: Он – для Себя. Суть жизни состоит в наслаждении, и Он – самое прекрасное наслаждающееся начало.

вайшнаванам сахасребхйа экантй эко вишишйате

(Гаруда-пурана)

Затем джнан [оценка, основанная на знании] отбрасывается, и тотальное влияние Господа на душу признаётся, принимается, понимается и реализуется. Экантй эко вишишйате: это сознание Кришны. Преданным Вишну в Вайкунтхе присуща преданность, основанная на оценке Его природы. Преданные Кришны обладают анурагой [любовью, привязанностью].

вишайе йе прити эбе ачхайе амара

сеи мата прити ха-ук чаране томара

(Гитавали: Шикшаштакам, 4.6)

Явления, которые восхищают меня в мире наслаждения, не могут не быть связаны с первопричиной. Именно так со мной будут взаимодействовать в измерении высшего существа.

йуватинам йатха йуни йунам ча йуватау йатха

мано ’бхирамате тадван мано ’бхираматам твайи

(Вишну-пурана: 1.20.19)

[«В уме девушки живёт образ юноши, а в уме юноши живёт образ девушки; пусть мой ум будет привязан к Тебе, о, Господь, так, как привязаны друг к другу они».]

Мы видим, что в этом мире супружеская любовь – самое привлекательное и захватывающее явление. Таким образом, нашим высшим идеалом должно быть достижение позиции, в которой мы будем совершать всеобъемлющее служение в подобном измерении.

прати анге лаги канде прати анга мора

(Джана Дас)

«Каждый атом моего существа стремится к соответствующему атому моего Владыки, желая служить Ему».

Это высочайшая концепция нашего идеала. Подобное возможно в мадхура-расе. Служение двадцать четыре часа в сутки возможно только в мадхура-расе. Его дают Махапрабху и Гуру-парампара. Также и все наши мантрам указывают в направлении этой цели: тотальной преданности.

,

Возврат к списку