Центральный путь

Центральный путь

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж даёт определение чистой преданности.

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

(Шри Нарада-панчаратра)

Девариши Нарад дал определение чистой преданности (шуддха-бхакти). Сарвопадхи-винирмуктам: атма [«я»] пребывает внутри нашего существа, и её покрывают многочисленные оболочки (упадхи): аннамая-коша, пранамая-коша, махамайа-коша и джнянамайа-коша – тело, витальная (жизненная) энергия, ум и разум. Преданность должна быть независима от всех этих покрытий. Чистота преданности зависит от степени, в которой она не осквернена интересами, сопутствующим этим оболочкам. Больше того, тат-паратвена нирмалам: насколько преданность обращена к центру? Тат подразумевает Центр, Кришну, Абсолют. Насколько чья-то преданность соответствует интересам Центра? Чистоту чьих-либо действий следует мерить этим мерилом. Хришикена Хришикеша-севанам: всё, что вы делаете внешне – руками, глазами, ушами, умом или иными органами чувств или средствами – должно быть направлено на удовлетворение Центра, а не на удовлетворение одного из начал, заключённых в оболочках «я». 

Шрила Рупа Госвами Прабху дал следующее определение чистой преданности:

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам

анукулйена кршнанушиланам бхактир уттама

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: 1.1.11)

Кришнанушиланам: любого рода культивирование сознания Кришны; любое соприкосновение с Ним, в любой форме – беседы о Нём, слушание о Нём и служение Ему. Не имеет значения, что именно вы делаете. Но любое ваше действие должно быть анйабхилашита-шунйам, свободно от сиюминутных желаний. Далее, джняна-кармадй-анавритам. Карма подразумевает систематизированную, «этичную» деятельность, окрашенную в «религиозные» тона. Джнян подразумевает знание, вдохновляющее нас изолировать себя, освободиться от материальной среды с её фактором смерти. Карма и джнян носят негативный, нежелательный характер [они не приносят удовлетворения Господу].

Наконец, ещё один важный аспект: анукулйена кришнанушиланам: пытайтесь покинуть лагерь тех, кто враждебен счастью Господа. Существует группа, члены которой удовлетворяют – пытаются удовлетворить – Кришну. Чтобы служение Кришне было более интенсивным, необходима оппозиция, и потому существует клан, противостоящий группе слуг. Пытайтесь избегать этого оппозиционного лагеря и быть членами лагеря прямого служения Ему.

Там [в духовном мире] также необходимо такое явление, как отвержение. Прежде всего, вы должны отвергнуть анйабхилаш, карму и джнян. Затем, когда вы вступите в измерение Вайкунтхи, вы должны будете отвергнуть оппозицию. Вы должны будете проявить бдительность, с тем, чтобы не стать жертвой этой оппозиции. Пытайтесь оставаться на стороне группы «прямого служения», сохранять верность «прямому потоку». Подобное предостережение также обращает к нам Рупа Госвами: анукулйена, не пратикулйена [благосклонное, а не враждебное отношение к желаниям Господа].

Шишупал, Камса и другие являются частью Игр Кришны, но подобная роль не желательна для нас. Мы должны попытаться войти в состав группы позитивного служения, а не в состав «косвенного лагеря». Это – шуддха-бхакти. Рупа Госвами адресовал нам это предостережение.

В Бхагаватам сказано:

гопйах камад бхайат камсо двешач чаидйадайо нрипах

самбандхад вришнайах снехад йуйам бхактйа вайам вибхо

(Шримад Бхагаватам: 7.1.30)

«Можно освободиться от этого бренного мира посредством связи с Кришной, носящей любой характер».

Это правда. Страх, ревность или желание наслаждаться Кришной и Его формой в сексуальном  смысле – всё это позволяет избавиться от бренного мира. Однако, на высшем уровне, присутствует различение хорошего и плохого, в этом отношении.

йад арӣн̣а̄м̇ прийа̄н̣а̄м̇ ча пра̄пйам экам иводитам

тад брахма-кр̣ш̣н̣айор аикйа̄т киран̣а̄ркопама̄-джуш̣ох̣

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: 1.2.278)

В писаниях неоднократно утверждается: демоны, убитые Кришной, обретают освобождение. Но это освобождение и освобождение, достигаемое преданным, не есть одно и то же. Люди, которых Кришна убивает, отправляются в Брахмалоку; они не достигают Самого Кришну. Киранаркопама-джушох: разница между этими двумя типами достижения подобна разнице между солнцем и его лучами. Страх, ревность, вожделение и т. д., в связи с Кришной, приводят в Брахмалоку. Возможность пасть жертвой Кришны также представляет собой преимущество и позволяет достичь Брахмалоки, но не более того. Лишь служение Кришне ведёт нас выше; лишь благодаря служению мы можем подняться выше уровня Брахмалоки.

Йад-аринам означает «враги», а прийанам означает «преданные». Прапйам экам иводитам: их достижение практически идентично. Это сказано во многих местах в шастре: «Установи связь любого рода с Кришной, и ты обретёшь спасение». Однако, прапйам экам иводитам – достаточно условное утверждение. Оно относится исключительно к сходству общего характера. Тад брахма-кр̣иш̣н̣айор аикйа̄т киран̣а̄ркопама̄-джуш̣ох̣: подвергнув анализу характер достижения врагов и преданных Господа, вы увидите, что они радикально отличаются.

Представители одной группы достигают Брахмалоки, которую уподобляют солнечному лучу; представители другой группы достигают сферы самого солнца. В таком ключе мы можем рассматривать это явление.

Таким образом, анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама служит предостережением: пытайтесь принимать сторону позитивной линии служения, и избегайте другого лагеря, оппозиционного. Ваш темперамент должен быть таким. Севонмукхата  [намерение служить] и анукулйа [принятие того, что радует Господа] – мы всегда должны руководствоваться этими парадигмами. Нам всегда следует помнить: прямой путь. Выбирать следует не одну из второстепенных групп, но главную группу, центральную дорогу. Мы пойдём прямым путём; мы всегда будем пытаться идти таким путём.

Нитай Гаурахарибол Нитай Гаурахарибол.

Примечания:

камад двешад бхайат снехад йатха бхактйешваре

манах авешйа тад агхам хитва бахавас тад гатим гатах

(Шримад Бхагаватам: 7.1.30)

«Как одни души достигают освобождения, с преданностью погружая в Господа свои умы, так и многие другие души достигают освобождения, погружая свои умы в Господа, движимые вожделением, ненавистью, страхом или нежностью».

гопйах камад бхайат камсо двешач чаидйадайо нрипах

самбандхад вришнайах снехад йуйам бхактйа вайам вибхо

(Шримад Бхагаватам: 7.1.31)

«Гопи – вожделением, Камса – страхом, Шишупал и иные цари – ненавистью, Вришни – родственной привязанностью, Пандавы – любовью, а риши – ваидхи-бхакти достигли освобождения (конкретизируя: гопи достигли премы, Камса достиг сайуджйа-мукти, Шишупал достиг сайуджйа-мукти, а позже сарупйа-мукти, а Вришни, Пандавы и риши достигли салокйа-мукти).

, , ,

Возврат к списку