Универсальная гармония
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет природу здоровой независимости.
Мы стали жертвами наших чувств, поэтому мы лишены независимости. То, что мы переживаем в настоящее время, недостойно называться независимостью. Это нечто ущербное – болезненная форма независимости.
В санскрите и бенгали, для обозначения независимости, используется слово свадхината, означающее покорность собственной душе; оно не означает состояние порабощённости чувствами. Вожделение увлекает нас в одну сторону, гнев – в другую, а жадность – в третью. Таким образом, чувства являются нашими господами, и, пока они конкурируют друг с другом, наше состояние безнадёжно. Мы лишены независимости. Наши чувства и многочисленные наклонности влекут нас в разных направлениях, и мы являемся их рабами. Мы беспомощны.
Следует понять, что такое истинная независимость. Часть не может провозгласить независимость целого. Таким образом, независимость имеет свою юрисдикцию. Если я желаю независимости, то вполне могу допустить, что все желают независимости. Но если одна независимая личность приближается к другой и нападает на неё или эксплуатирует, то, тем самым, независимость жертвы страдает. Когда независимость одной личности покушается на независимость другой, то речь идёт об ущербной независимости; это не есть здоровая независимость. Здоровая независимость имеет рамки и подразумевает, что мы должны работать сообща с другими; и это означает, что мы должны быть связаны с высшей гармонией.
В поисках независимости для себя, стремимся ли мы посягать на независимость других? Является ли свобода уничтожать независимость других истинной независимостью? Это невозможно. То, что мы в настоящее время считаем независимостью – независимость вредить другим – есть ущербная, болезненная независимость. Подразумевают ли расширенные возможности эксплуатировать большую степень независимости? Это не есть подлинная независимость.
Я хочу независимости, вы хотите независимости, он хочет независимости, все хотят независимости. В таком случае, также должна присутствовать гармония. Мы должны сотрудничать для того, чтобы здоровая независимость была уделом всех нас. Независимость и бесчинство – разные вещи. Мы должны быть достаточно просвещены, чтобы стремиться к подлинной независимости.
Таким образом, то, что мы считаем независимостью – господство над другими, положение хозяина – не есть истинная независимость. Независимость не подразумевает увеличение личных способностей, усиление власти с целью эксплуатации других. Должно присутствовать гармоничное движение, и наши чаяния должны быть обращены к гармонии. Таким образом, нам необходимо понять, что есть подлинная независимость.
В сознании Кришны независимость достигает своей кульминации в рабстве. Вы должны понять, как это возможно. Майавади испытывают большой пиетет перед независимостью, и стремятся к растворению в не дифференцированной области бытия. Их идея такова: «Мы ничего не хотим, но мы не в силах пожертвовать нашей независимостью в чью-либо пользу. Лучше, мы уснём. Мы умрём. Мы не в силах поступиться независимостью». Согласно Вайшнавским представлениям, независимость – это безграничная степень рабства. В такой позиции мы получим максимум.
Мы обретём максимум, когда осознаем ту истину, что являемся частью целого, а не владыками целого. Это мания, безумие, и не есть независимость вовсе. Мы должны понять конкретную истину: мы являемся частью целого. Таким образом, наша независимость должна быть частью независимости целого. Соответственно, я должен использовать свою независимость в согласии с гармонией целого. Это здоровая независимость. Майавада же – это реакционная школа: «Мы не в состоянии поступиться нашей независимостью. Скорее, мы совершим самоубийство в Брахмалоке». Искатели независимости суть эксплуататоры в этом бренном мире действий и следствий, а в состоянии изоляции от этого, в Брахмалоке, живое существо лишено индивидуального существования, не говоря уже о независимости.
Конкретный и реалистичный взгляд на независимость – я независим, ты независим, он независим, и все остальные независимы – таков, что наша независимость должна быть частью независимости целого, независимости абсолюта. Поэтому, мы должны сотрудничать с другими и сохранять покорность верховному независимому существу. Это нормальное, здоровое явление. В противном случае, мы занимаемся поиском, который к лицу лишь безумцу: поиском того, чего нет, того, что не может быть реальностью. Это нечто невозможное. Мы должны прийти к реалистичному образу мыслей. Итак, многие, будучи независимыми, должны жить вместе, и для этих многих возможно наслаждаться независимостью, если они пребывают в состоянии гармонии. Кто представляет эту гармонию? Мы должны быть Его рабами. Благодаря покорности Ему, центру, мы обретаем максимальную независимость.
Произнесено 3 июля 1982 г.