Вайшнава Нинда

Вайшнава Нинда

 Шрила Бхакти Винод Тхакур объясняет смысл и значение критики преданных.

Перевод бенгальской статьи, впервые опубликованной в журнале “Саджджана-тошани», том пятый, выпуски второй, третий и пятый, в мае, июне и августе 1893 г.

Среди оскорблений, которые способна совершить душа, нет оскорбления более тяжкого, нежели критика Вайшнава. Поэтому необходимо обсуждать критику Вайшнава в соответствии со священными писаниями. В Сканда-пуране написано:

ниндам курванти йе мудха вайшнаванам махатманам

патанти питрибхих сарддхам махараурава самджните

ханти нинданти ваи двешти вайшнаван набхинандати

крудхйате йати но харшам даршане патанани шат

Глупец, критикующий великого Вайшнава, падает в ад, известный как Махараурава, и туда же попадают его предки. Существуют шесть прискорбных деяний, приводящих к падению. Тот, кто (1) убивает Вайшнава, (2) критикует Вайшнава, (3) завидует Вайшнаву, или, видя Вайшнава, (4) не выражает ему почтения, (5) гневается на Вайшнава, или (6) испытывает недовольство Вайшнавом, падёт.

В Бхагавате написано:

ниндам бхагаватах шринвамс тат-парасйа джанасйа ва

тато напаити йах со ’пи йатй адхах сукритач чйутах 

Тот, кто не покидает место, в котором подвергают критике Господа или Вайшнавов, теряет все своё сукрити [духовную удачу] и падает.

Если мы должны проявлять осторожность в отношении критики Вайшнава, то совершенно необходимо, прежде всего, дать определение Вайшнаву и пояснить, какие именно деяния представляют собой оскорбления в адрес Вайшнава.

Для этого мы должны разделить все души на четыре группы, а именно: (1) обычные души, (2) благочестивые души, (3) брахманы и Вайшнава-прая [личности, «близкие к Вайшнавам» или «похожие на Вайшнавов»], и (4) Вайшнавы. Каждая душа является обителью Шри Кришны – разделяя подобное убеждение, мы должны почитать все души. Необходимо оказывать особое почтение благочестивым душам. Почитание брахманов и Вайшнава-прая – наш долг, а служение стопам Вайшнавов – самое существенное. Если человек не почитает души, не выражает особое почтение благочестивым душам или не почитает брахманов и Вайшнава-прая, то он совершает грех (папа), но если человек не уважает или не почитает Вайшнава, то он совершает оскорбление (апарадху). Грехи можно просто искупить, но избавиться от бремени оскорбления не так-то просто. Грехи относятся к грубому и тонкому телам; оскорбления же – это особая разновидность греха: оскорбления относятся к самой душе. Поэтому личности, стремящиеся служить Господу, особенно опасаются оскорблений.

В трёх, цитируемых ниже, стихах Шримад Бхагаваты, даётся определение Вайшнаву, при этом Вайшнавы подразделяются на три категории: Вайшнав, высший Вайшнав [Вайшнава-тара] и высочайший Вайшнав [Вайшнава-тама].

Вайшнав начального уровня [каништха Вайшнав]:

арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу са бхактах пракритах смритах

Тот, кто поклоняется Божеству Господа с верой, порождённой определённой культурной традицией, но не поклоняется преданным Господа, является начинающим Вайшнавом, то есть, лишь приступает к практике преданности. Различие между верой, укоренённой в традиции, и верой, основанной на священном писании, состоит в том, что вера, развитая благодаря традиции, возникает на почве всего лишь культуры. Из веры, основанной на писании [шастрийа шраддха], рождается и развивается вера в Вайшнавов – благодаря глубокой вере в утверждения священных писаний и знатоков священных писаний. Лишь в том случае, когда вера, основанная на священных писаниях, развивается, душа становится Вайшнавом промежуточного уровня [мадхйам-адхикари]. До тех пор, пока этого не происходит, практикующий остаётся поглощён материалистической деятельностью [кармадхикар]. Шриман Махапрабху говорил о подобных практикующих следующее:

шуддха вайшнава нахе вайшнава прайа

[«Они не являются чистыми Вайшнавами; они суть Вайшнава-прая [«почти Вайшнавы]».]

Когда «начинающие» Вайшнавы, то есть Вайшнава-прая, общаются с подлинными садху, то они могут стать чистыми Вайшнавами.

Вайшнав среднего уровня [мадхйам Вайшнав]:

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча

према-маитри-крипопекша йах кароти са мадхйамах

Тот, кто любит Господа, дружит с Вайшнавами, добр к невинным – Вайшнава-прая, душам, не ведающим о природе преданности, и игнорирует людей, враждебных Господу и Вайшнавам (безразличен к ним, терпит их или избегает подобных людей, в зависимости от ситуации, и, в таком умонастроении, также проявляет доброту к настроенным враждебно или невежественным, в зависимости от обстоятельств), является Вайшнавом среднего уровня. Лишь Вайшнавы среднего уровня квалифицированы служить Вайшнавам, поскольку «начинающие» Вайшнавы на это не способны (и потому известны как Вайшнава-прая; их не называют Вайшнавами).

Вайшнав высокого уровня [уттам Вайшнав]:

сарва-бхутешу йах пашйед бхагавад-бхавам атманах

бхутани бхагаватй атманй эша бхагаватоттамах

Тот, кто видит присутствие своего возлюбленного Господа во всех существах и в своём сердце, воспринимает все существа в качестве проявлений Господа, то есть, рассматривает весь мир в качестве Вайшнава, опекаемого Господом, является Вайшнавом высокого уровня. Подобные Вайшнавы не видят различий между Вайшнавами и не-Вайшнавами.

Благодаря этим стихам нам становится ясно, что, до тех пор, пока они не разовьют другие характеристики Вайшнава среднего уровня, даже те среди начинающих, которые развили веру, основанную на священных писаниях и стали достойны служить Вайшнавам, являются начинающими Вайшнавами, то есть, «Вайшнавами». Вайшнав среднего уровня является высшим Вайшнавом [«Вайшнава-тара»]. Возвышенный Вайшнав – высочайший Вайшнав [«Вайшнава-тама»]. В этой связи, примечательно то, как Шриман Махапрабху охарактеризовал эти три класса Вайшнавов.

атаева йанра мукхе эка кришна-нама

сеи та вайшнава, кариха танхара саммана

кришна-нама нирантара йанхара вадане

сеи вайшнава-шрештха, бхаджа танхара чаране

йанхара даршане мукхе аисе кришна-нама

танхаре джаниха туми вайшнава-прадхана

крама кари кахе прабху вайшнава-лакшана

вайшнава, вайшнаватара, ара вайшнаватама

[«Человек, на устах которого один раз появилось Имя Кришны, является Вайшнавом; почитай таких людей. Тот, на чьих устах всегда является Имя Кришны, есть высший Вайшнав. Знай того, благодаря чьему присутствию Имя Кришны появляется на устах других душ, как высочайшего Вайшнава». Господь описал градацию квалификации Вайшнавов: Вайшнав, высший Вайшнав, высочайший Вайшнав».]

Согласно Шриману Махапрабху, просто произнося Имя Кришны, человек становится Вайшнавом. Те среди начинающих, что проявили себя в качестве Вайшнава-прая, то есть, «подобиями Вайшнава» [Вайшнабхас], произносят лишь подобие Имени (Намабхас); они не произносят Имя [Шриман Махапрабху не считает их истинными Вайшнавами]. Тот, кто способен единожды произнести чистое Имя, является чистым Вайшнавом. Тот, кто постоянно произносит чистое Имя, является высшим Вайшнавом. Тот, при взгляде на кого Имя Кришны входит в уста смотрящего, является высочайшим Вайшнавом. В этой связи достойно примечания то обстоятельство, что превращение в чистого Вайшнава не зависит от посвящения или других ритуалов. Посвящение подразумевает принятие мантры, подходящей для поклонения Божеству Господа, благодаря чему человек становится Вайшнава-прая. Когда речь идёт об Имени, в подобном посвящении нет необходимости, по словам Господа:

прабху кахе йанра мукхе шуни экабара

кришна-нама, пуджйа сеи, шрештха сабакара

эка кришна-наме каре сарва-папа кшая

нава-видха бхакти пурна нама хаите хая

дикша-пурашчарья-видхи апекша на каре

джихва-спарше а-чандала сабаре уддхаре

анусанга-пхале каре самсарера кшая

атаэва янра мукхе эка кришна-нама

сеи вайшнава кари танра парама саммана

[«Господь сказал: «Человек, из уст которого один раз изошло Имя Кришны, достоин поклонения. Такие люди – лучшие из людей. Имя Кришны, произнесённое единожды, разрушает все грехи. Благодаря Имени девять процессов преданности становятся совершенными. Имя не зависит от посвящения или подготовительных ритуалов. Просто касаясь языка, Имя спасает всех, даже неприкасаемых. Попутно Имя кладёт конец рабству этого мира. Имя привлекает сердце и пробуждает божественную любовь к Кришне; поэтому человек, на устах которого один раз появилось Имя Кришны, является Вайшнавом. Я выражаю таким людям величайшее почтение».]

Размеры данной публикации не позволяют обсудить различие между Именем и подобием Имени (Намабхасом). В другой раз я рассмотрю этот вопрос детально. По этому поводу я могу сказать следующее: если Имя произносится с верой, основанной на писании, то есть, в духе чистого самопредания, тогда появляется Имя. «Имя», которое связано с желаниями иных явлений или покрыто оболочками знания, действия, йоги, отречения и тому подобного, является подобием Имени. Хотя подобие Имени приносит определённые плоды, вплоть до освобождения, чистое Имя – не подобие Имени – произносится устами Вайшнава. Лишь Имя, произнесённое со знанием природы Имени, пониманием того, что Имя тождественно Именуемому [Господу], и восприятие духовных чувств души в качестве источника Имени, является Именем. Личности, на языках которых возникает одно такое Имя, являются Вайшнавами. Как только является Имя, все активные и не активные грехи уничтожаются. Как только возникает Имя, пробуждается божественная любовь.

Вайшнав, по природе своей, наделён всеми качествами и свободен от всех изъянов.

сарва махагуна-гана вайшнава-шарире

кришна-бхакте кришнера гуна сакали санчаре

видхи-дхарма чхади бхадже кришнера чарана

нишиддха папачаре тара кабху нахе мана

агьяне ва хая йади папа упастхита

кришна танре шуддха каре, на карая праяшчитта

ахимса-яма-ниямади буле кришна-бхакта-санга

асат-санга-тьяга эй вайшнава-ачара

стри-санги - эка асадху, кришнабхакта ара

[«Все прекрасные качества присутствуют в теле преданного. Кришна вкладывает в Своих преданных все Свои качества. Тот, кто отвергает ведические правила и служит стопам Кришны, никогда не испытывает склонности к запрещённому, греховному поведению. Если вольно или невольно такие люди грешат, Кришна очищает их и не заставляет совершать искупление. Ненасилие, самоконтроль, верность долгу и тому подобные качества естественным образом сопутствуют преданному Кришны. Должное Вайшнавское поведение подразумевает отказ от дурного общения. Существует два типа дурного общения: общение с людьми, привязанными к противоположному полу, и общение с людьми, лишёнными преданности Кришне».]

В тот день, когда Имя Кришны появляется на языке, вкус души к греху уничтожается. Не говоря уже о грехе, даже вкус к добродетели не сохраняется. Вайшнавы и высочайшие Вайшнавы все чисты, лишены изъянов и безгрешны. Если в ком-то мы видим наклонность к греху, то подобного человека нельзя считать Вайшнавом. Вкус к греху и благочестию не сохраняется даже в Вайшнавах начального уровня. Тот, кто стал чистым Вайшнавом, лишён изъянов. Поэтому Вайшнавы стоят выше критики. Тот, кто критикует подобного Вайшнава, не более чем ложно его обвиняет.

Люди низкие и порочные могут завистливо обсуждать три аспекта Вайшнава. Одним из предметов дискуссии являются те изъяны, которые присутствовали в Вайшнаве прежде пробуждения в нём чистой преданности. Когда пробуждается чистая преданность, то все недостатки быстро разрушаются. Во-вторых, эти люди обсуждают изъяны, сохраняющиеся в тот период, когда изъяны Вайшнава находятся в процессе разрушения. Третий предмет дискуссии для людей низких таков: хотя чистые Вайшнавы не имеют желания совершать грехи, иногда случайно имеет место быть недозволенное поведение. Подобные изъяны не сохраняются в Вайшнаве продолжительное время. Тем не менее, люди порочные обсуждают подобные изъяны и падают, в результате критики Вайшнава. Поэтому в Нама-таттва-ратна-мале мы видим следующий поясняющий стих:

праг бхактер удайад дошах кшайавашишта эва ча

даивотпаннаш ча бхактанам наивалочйах кадачана

сад уддешйам рита йас ту мришапавадам эва ча

дошан алочайатй эва са садху-ниндако ’дхамах

«О, читатели! В отсутствие благих намерений, никогда не обсуждайте любые изъяны, которые присутствовали в Вайшнаве прежде пробуждения в нём преданности. Кроме того, никогда не критикуйте Вайшнава за следы его прошлых изъянов, которые постепенно сходят на нет».

Шри Кришна сказал в Бхагавад-гите:

апи чет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак

садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах

кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати

каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати

[«Даже людей самого порочного поведения следует считать добродетельными, если они служат Мне с чистой преданностью, поскольку их идеал совершенен. Они быстро становятся праведниками и обретают непреходящее умиротворение. О, Арджуна, объяви, что Мой преданный никогда не погибает».]

Всё практически врождённое, очень греховное поведение, коренящееся в стадии, предшествовавшей пробуждению преданности, с каждым днём уменьшается и очень быстро уничтожается силой преданности. Если некто обсуждает подобное поведение без благих намерений, то он совершает оскорбление, критикуя Вайшнава. Увидев подобный случайный изъян в Вайшнаве, не критикуй его.

В этой связи, Карабхаджан сказал:

сва-пада-мулам бхаджатах прийасйа

тйактанйа-бхавасйа харих парешах

викарма йач чотпатитам катханчид

дхуноти сарвам хриди саннивиштах

Если некто, не имея благих намерений, обсуждает случайно возникающие недостатки [в Вайшнаве], то он совершает оскорбление, выражающееся в критике Вайшнава. Суть в том, что если некто ложно обвиняет Вайшнава или обсуждает три типа недостатков, рассмотренных выше, то он оскорбляет Имя. Когда это происходит, то Имя не проявляется, а если Имя не проявляется, то человек не может стать Вайшнавом.

В связи с этим, может возникнуть вопрос: следует ли обсуждать иные изъяны Вайшнава, помимо трёх вышеупомянутых разновидностей? Ответ таков: о других изъянах речь не идёт. Люди, которым присущи изъяны иные, нежели три типа вышеупомянутых изъянов, не описаны в священных писаниях в качестве Вайшнавов. В этой связи необходимо  помнить, что не следует обсуждать изъяны любой души без благих намерений. Критика Вайшнава – это оскорбление. Критика любой другой души – грех. Тот, кто является Вайшнавом, лишён вкуса к любому подобному греху.

Обсуждение изъянов других с благими намерениями не порицаемо священными писаниями. Существуют три типа благих намерений. Если обсуждение чьих-то грехов призвано содействовать благу этого человека, тогда подобное обсуждение приносит благо. Если же обсуждение грехов служит попыткой принести миру благо, то подобная дискуссия считается благоприятной деятельностью. Если подобная дискуссия направлена на достижение блага обсуждающим, тогда она также добродетельна; она не подлежит осуждению. С подобными благими намерениями, деяния Валмики, Джагая и Мадхая, и другие исторические примеры всегда обсуждаются безгрешным образом. Если ученик просит своего Гуру дать определение Вайшнаву, тогда Гуру, движимый желанием принести ученику и миру благо, говорит, что люди, чьё поведение недостойно, не являются Вайшнавами, и определяет людей, отличающихся достойным поведением, в качестве Вайшнавов. Избегая порочных псевдо-религиозных притворщиков и желая обрести убежище у стоп подлинного Вайшнава, он не критикует садху и не оскорбляет Вайшнавов. Даже если и происходит обсуждение  определённых личностей в связи с их недостатками, подобное обсуждение не может быть ошибочным. Это всё примеры благих намерений.

О, читатели, поразмыслите над этим глубоким предметом, и поймите, что вы должны почитать истинных Вайшнавов и избегать общества людей недостойных. Если некто критикует истинного Вайшнава, то Имя не явится в его сердце. Поэтому в Бхагавате присутствует следующее наставление:

тато духсангам тато утсриджйа сатсу саджджета буддхи-ман

санта эвасйа чхинданти мано-вйасангам уктибхих

По всем этим причинам люди разумные избегают дурного общения и общаются с садху. Так происходит потому, что садху, своими уместными советами, отсекают неблагоприятные привязанности ума – склонность к неподобающим явлениям, а также избавляют от страданий, порождаемых этими привязанностями.

Не думайте, что даже если мы служим не-садху, считая его садху, то мы достигнем результата служения садху. Служение садху особенно необходимо вышеупомянутым личностям среднего уровня, поскольку начинающие не служат садху, а личности высокого уровня не проводят различий между садху и не-садху.  Вы все относитесь к среднему уровню, и потому вы связаны долгом искать садху, устанавливать с ними дружеские отношениями и проявлять доброту или безразличие к не-садху. Если вы станете пренебрегать собственным уровнем квалификации, то будет ваш изъян. Таково наставление Бхагавата об изъянах и качествах:

све све 'дхикаре йа ништха са гунах парикиртитах

випарйайас ту дошах сйад убхайор эша нишчайах

Если вы общаетесь с не-садху, даже не зная этого, вы станете оскорбителем преданности, как сказано в Бхагавате:

санго йах самсритер хетур асатсу вихито ’дхия

са эва садхушу крито нихсангатвайа калпате

Дурное общение является причиной рабства, то есть, падения, даже когда подобное общение происходит неосознанно, то есть, без понимания его истинного характера в силу заблуждения. Если же человек бессознательно общается с садху, то он легко обретает освобождение.

Видение садху повсюду [точка зрения, согласно которой каждый является садху], присущее возвышенным преданным, которое прославляют Бхакта-мала, Прапаннамрита и другие трактаты о преданности, не должно практиковаться Вайшнавами среднего уровня. Если кто-то практикует подобное восприятие, то он повинен в том, что практикует, не имея должной квалификации [анадхикар-чарча]. Пусть чистые преданные милостиво оценят, обсудили ли мы все эти темы с благими намерениями.

Краткое изложение вышесказанного

Шесть типов оскорблений Вайшнава:

(1) Убийство Вайшнава

(2) Критика Вайшнава

(3) Зависть к Вайшнаву

При встрече с Вайшнавами:

(4) Не приветствовать их

(5) Гневаться на них

(6) Не испытывать чувства радости при встрече с ним

Четыре типа душ:

(1) Обычные души

(2) Благочестивые души

(3) Брахманы и люди, которые являются практически Вайшнавами

(4) Вайшнавы

Три типа изъянов Вайшнава (которые не следует обсуждать):

(1) Изъяны, существовавшие прежде того, как человек начал практиковать преданность

(2) Изъяны, которые находятся в процессе искоренения благодаря практике преданности

(3) Изъяны, возникающие случайно

Три типа благих намерений, стоящих за благотворным обсуждением изъянов:

(1) Благоденствие личности, наделённой изъянами

(2) Благоденствие мира в целом

(3) Благоденствие самого обсуждающего

Стихи

ниндам курванти йе мудха вайшнаванам махатманам

патанти питрибхих сарддхам махараурава самджните

ханти нинданти ваи двешти вайшнаван набхинандати

крудхйате йати но харшам даршане патанани шат

Глупец, критикующий великого Вайшнава, падает в ад, известный как Махараурава, и туда же попадают его предки. Существуют шесть прискорбных деяний, приводящих к падению. Тот, кто (1) убивает Вайшнава, (2) критикует Вайшнава, (3) завидует Вайшнаву, или, видя Вайшнава, (4) не выражает ему почтения, (5) гневается на Вайшнава, или (6) испытывает недовольство Вайшнавом, падёт.

ниндам бхагаватах шринвамс тат-парасйа джанасйа ва

тато напаити йах со ’пи йатй адхах сукритач чйутах 

Тот, кто не покидает место, в котором подвергают критике Господа или Вайшнавов, теряет всё своё сукрити [духовную удачу] и падает.

арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу са бхактах пракритах смритах  

(Шримад Бхагаватам: 11.2.47)

«Тот, кто с верой поклоняется Божеству Господа, но не Его преданным или иным душам, является преданным-неофитом».

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча

према-маитри-крипопекша йах кароти са мадхйамах

(Шримад Бхагаватам: 11.2.46)

«Тот, кто любит Господа, дружит с преданными, добр к невежественным и игнорирует завистливых, является преданным среднего уровня».

сарва-бхутешу йах пашйед бхагавад-бхавам атманах

бхутани бхагаватй атманй эша бхагаватоттамах

(Шримад Бхагаватам: 11.2.45)

 «Тот, кто видит, что Верховный Господь пребывает во всех живых существах, а все живые существа пребывают в Верховном Господе, является преданным высокого уровня».

праг бхактер удайад дошах кшайавашишта эва ча

даивотпаннаш ча бхактанам наивалочйах кадачана

сад уддешйам рита йас ту мришапавадам эва ча

дошан алочайатй эва са садху-ниндако’ дхамах 

(Нама-таттва-ратна-мала)

«Изъяны, существовавшие прежде возникновения преданности, остатки изъянов и изъяны, возникающие случайно, никогда не следует обсуждать. Тот, кто обсуждает подобные изъяны без добрых намерений или делает ложные обвинения, является критиком садху и самым падшим человеком».

сва-пада-мулам бхаджатах прийасйа

тйактанйа-бхавасйа харих парешах

викарма йач чотпатитам катханчид

дхуноти сарвам хриди саннивиштах

(Шримад Бхагаватам: 11.5.42)

«Верховный Господь, обитающий в сердцах Своих дорогих преданных, которые отказались от всех иных забот и служат Его стопам, исправляет любые грехи, которые они случайно совершают».

тато духсангам утсриджйа сатсу саджджета буддхи-ман

санта эвасйа чхинданти мано-вйасангам уктибхих

(Шримад-Бхагаватам: 11.26.26)

«Разумная душа должна отказаться от дурного общения и общаться исключительно с садху. Своими наставлениями садху отсекают все неблагоприятные ментальные привязанности».

санго йах самсритер хетур асатсу вихито 'дхийа

са эва садхушу крито нихсангатвайа калпате

(Шримад Бхагаватам: 3.23.55)

«Неосознанное общение с не-преданными является причиной рабства, однако аналогичное общение с преданными приводит к освобождению».

све све 'дхикаре йа ништха са гунах парикиртитах

випарйайас ту дошах сйад убхайор эша нишчайах

(Шримад Бхагаватам: 11.21.1)

 «Устойчивость в своём собственном положении есть достоинство; противоположность этому – изъян. Этим двум явлениям – достоинству и изъяну – даются эти определения (практика в соответствии с собственной квалификацией есть достоинство; практика, совершаемая без должной на то квалификации, есть изъян)».

,

Возврат к списку