Вечная Дхарма и идолатрия (часть 2)

Вечная Дхарма и идолатрия (часть 2)

Фрагмент романа «Джайва-дхарма».

Вечная Дхарма и идолатрия

Глава Одиннадцатая Шри Джайва-дхармы 

Шрилы Бхакти Винода Тхакура

Опубликована в журнале «Шри Гаудия Даршан», 

в томе третьем, выпуске шестом, 

в субботу, 11 января 1958 г.

Часть Вторая

Первым заговорил Пандит Горачанд: «О, господа, почему вы призвали таких незначительных душ, как мы?»

Мулла Бадаруддин Сахиб учтиво сказал: «Пожалуйста, примите наши приветствия. Мы пришли сюда, чтобы задать вам несколько вопросов».

Пандит Горачанд заметил: «Мы ответим на ваши учёные вопросы в соответствии с нашим разумением».

Бадаруддин Сахиб выступил вперёд и сказал: «Братья! Поклонение богам и богиням издавна практикуется в индуистском обществе. Священный Коран сообщает нам, что Аллах – единый и нет божества, помимо него. Он не имеет формы. Создавать его образ или божество и поклоняться ему (пратима) – оскорбительно. Испытывая скепсис в отношении поклонения божеству, я расспрашивал многих учёных брахманов об этом предмете, и они говорили мне: «Это правда, что Аллах не имеет формы, но, поскольку мы не в силах помыслить бесформенное существо, то должны медитировать на Аллаха и поклоняться Ему в Его воображаемой форме». Мы не удовлетворены таким ответом.

Почему? Воображаемая (калпита) форма Аллаха – порождение Сатаны. Она известна как идол (бйут, демон, материальное существо), а поклонение идолу категорически запрещено. Не говоря уже об удовлетворении Аллаха, поклоняясь идолу, человек заслуживает наказание со стороны Аллаха. Мы слышали, что основатель вашей традиции, Чайтаньядев, очистил дхарму индусов. Тем не менее, Его учение предписывает поклонение идолам. Мы хотим узнать от Вайшнавов, почему, даже несмотря на усердное изучение священных писаний, вы не отказались от поклонения идолам?»

Услышав вопрос муллы, учёные Вайшнавы внутренне рассмеялись, но внешне сказали: «О, Пандит Бабаджи Махашай, пожалуйста, должным образом ответь на этот вопрос». Выполняя их указание, Пандит Горачанд начал говорить:

«Того, кого вы именуете Аллахом, мы зовём Бхагаваном. Верховный Господь един. В Коране, в Пуранах, в разных землях и разных языках Его зовут разными именами. Окончательное суждение в этом вопросе таково, что следует отдавать предпочтение тому имени, которое выражает все качества Верховного Господа. По этой причине, мы отдаём предпочтение имени Бхагаван перед такими именами, как «Аллах», «Брахма», «Параматма» и др. Аллах есть существо или начало, превосходящее всех Своим величием. Однако мы не можем сказать, что это качество запредельного величия есть главное качество Господа. Центральное место следует отводить качеству, порождающему величайший восторг. Размышляя о запредельном величии Господа, мы испытываем восторг одного рода, но Его противоположное качество запредельной малости порождает чувство восхищения иного рода. Поэтому имя «Аллах» не вызывает кульминацию восторга. В имени же «Бхагаван» объединены все виды восторга, присущие людям.

Тотальность великолепия (аишварья), то есть, сосуществования качеств максимального величия и максимальной «малости» есть первое качество Бхагавана. Всемогущество – второе Его качество. Представляющееся невозможным человеческому интеллекту зависит от Его непостижимого могущества, благодаря которому Он одновременно имеет форму и лишён её. Если вы говорите, что Он не может обладать формой, то вы отрицаете, тем самым, Его непостижимое могущество. Благодаря Своему могуществу, пребывая в гуще Своих преданных, Он обладает вечной формой, в которой совершает Игру. Аллах, или Брахма, или Параматма, рассматриваемые как бесформенные начала, лишены этого особого чудесного качества.

Бхагаван всегда великодушен и полон славы и величия. Поэтому Его Игры полны нектара. Бхагаван прекрасен. Все души видят Его, своими сверхъестественными очами, как самую прекрасную личность. Бхагаван обладает полнотой сознания, то есть, Он есть чистое духовное существо, пребывающее за пределами материи. Его духовная форма есть Его форма Божества, и эта форма не имеет ничего общего со всеми идолами. Хотя Бхагаван – вершитель всего, Он независим и абсолютно чист. Бхагавана отличают эти шесть характеристик.

Бхагаван имеет две ипостаси – великодушия и сладости. Его сладостная ипостась – самый близкий друг души, Владыка наших сердец, Кришна или Чайтанья. Называть поклонение воображаемой форме Бхагавана идолопоклонничеством не противоречит нашему учению. Поклонение Его вечной форме (которая абсолютно духовна) есть Вайшнава дхарма. Поэтому в учении Вайшнавов нет места поклонению идолам. Речь не идёт о том, что поклонение вечной форме Господа запрещено лишь на том основании, что в некоторых книгах запрещено поклонение идолам. Всё зависит от веры (ништхи) в сердце человека, совершающего поклонение. Люди способны поклоняться чистой форме Господа в той степени, в которой их сердца способны разорвать связь с идолами. Ты, мулла сахиб, являешься великим учёным, и твоё сердце способно освободиться от уз идолопоклонничества, но освободились ли от мыслей об идолах сердца всех твоих последователей? В той степени, в которой они думают об идолах, они поклоняются им. Они могут утверждать, что Господь не имеет формы, но внутренне они переполнены мыслями об идолах.

Нелегко сделать поклонение чистой форме Господа социальной практикой. Лишь квалифицированные личности, то есть те, кто наделён способностью выйти за рамки идолопоклонства, способен превзойти мысли об идолах. Я искренне прошу тебя поразмыслить над этим предметом».

Мулла Сахиб: Я поразмыслил и решил, что шесть чудесных качеств, которые ты ассоциируешь с именем Бхагаван, также относятся к Аллаху, о чём свидетельствует священный Коран. Таким образом, нет необходимости дискутировать о значении имени «Аллах». Аллах есть Бхагаван.

Горачанд: Хорошо. В таком случае, ты принимаешь существование красоты и великолепия Верховного Существа, и тем самым также признаёшь существование Его прекрасной формы в духовном мире, за пределами мира материи. Это форма и есть наше Божество.

[Продолжение следует…]

,

Возврат к списку