Видья-вадху-дживанам

Видья-вадху-дживанам

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж раскрывает мистерию Шикшаштакам.

Шрила Гуру Махарадж объяснил Шикшаштакам, и я удивлён его объяснением одного очень тонкого положения в этой поэме: видйа-вадху-дживанам. Это очень глубоко.

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

Всё в этом стихе понятно, за исключением видйа-вадху-дживанам. Что это означает? Это самое существенное, и никто не даёт объяснений. Во всех прочитанных мной комментариях на бенгали и санскрите присутствует видйа-вадху-дживана-сварупа: Хари-нам есть жизнь видйа-вадху [«жена знания»]. Шрила Бхакти Винод Тхакур обьяснил истинный смысл видйа-вадху-дживанам, но сделал это крайне осторожно.

Шрила Гуру Махарадж дал очень мудрое объяснение, которое не может не заинтересовать всех. Нигде мы не встречали объяснения, подобного комментарию Шрилы Гуру Махараджа. Но, чтобы понять его, необходима способность видеть суть. Даже если вы читаете «Золотой вулкан божественной любви», то можете не понять его. Мы часто говорим, «супружеская любовь», но как это явление к нам приходит? Необходим интерес к этому явлению, искреннее его желание и жажда. В противном случае, оно к нам не придёт. В Шри Бхакти-расамрита-синдху Шрила Рупа Госвами написал:

вйатитйа бхавана-вартма йаш чаматкара-бхара-бхух

хриди саттводжджвале бадхам свадате са расо матах

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: 2.5.132)

Что есть раса? Прежде всего, это нечто непостижимое. Вйатитйа бхавана-вартма: раса-лока [измерение расы] начинается с уровня за пределами той высочайшей идеи расы, которую мы можем помыслить. Йаш чаматкара-бхара-бхух: в этом измерении мы увидим, как Сладостный Абсолют совершает Свою трансцендентную игру в трансцендентной атмосфере. Там всё имеет природу чинтамани. Это значит, что любая реалия способна немедленно дать вам всё, что угодно, стоит только пожелать. Если вы подойдёте к дереву ним и подумаете, «мне нужен манго», то немедленно его получите. Там всё возможно для всех и всегда. Все реалии того мира переполнены блаженством.

йасйах кадапи васананчала-кхеланоттха

дханйатидханйа-павенена критартхамани

йогиндра-дургама-гатир мадхусудано ’пи

тасйах намо ’сту вришабханубхуво дише ’пи

(Радха-раса-судха-нидхи: 2)

Когда Кришна стоит в обществе Своих отца и матери, а в это время мимо Кришны проходит Радхарани, то дуновение, образуемое Её сари, касается Кришны, и Он думает: «Я столь удачлив – Я чувствую это дуновение». Таким образом игра Сладостного Абсолюта происходит во Вриндаване.

Когда преданный вручает себя, не только «посвящает себя» в общепринятом смысле, но без остатка отдаёт себя у лотосных стоп Кришны, то Кришна озаряет его светом премы [божественной любви]. У Кришны Вриндавана нет собственности иной, нежели према – Ему нечего дать преданным, кроме неё. Преданные озаряются светом этой премы и благодаря этому обретают форму слуг. Существуют многочисленные категории слуг, и высочайшая из них – это слуги в супружеской любви. Среди них высшее положение занимают те, кому присуще настроение тайных возлюбленных, и выражение видйа-вадху-дживанам описывает этот класс.

В бенгали, санскрите и схожих языках, слово «вадху» вызывает образ «замужней молодой женщины, с покрывалом на лице, очень радостной, но стыдливой». Чанди Дас объяснил смысл этого термина применительно к высочайшему уровню, и тот, кто знаком с его объяснением, способен понять смысл слова «вадху» в Шикшаштакам.

вайасе кишори раджара кумари тахе кула-вадху бала

(Шри Чанди Дасера Падавали: 86.4)

[«Отроческого возраста (кишори), она царского рода (принцесса, раджара кумари), целомудренная (кула-вадху, преданная законам кулы, рода), юная жена».]

Это из объяснения Чанди Дасом первой пурва-раги Радхарани к Кришне. Он также описал опыт Радхарани, услышавшей Имя Кришны.

кеба шунаила шйама-нама

канера бхитара дийа мараме пашила го

акула карила мама прана

Радхарани: «Кто стал причиной того, что я услышала Имя Шьяма? Войдя сквозь Мои уши в глубину Моего существа, Имя Шьяма завладело Моим сердцем».]

Жёны во Врадже служат своим мужьям, но внутренне они всегда думают о своём возлюбленном Кришне. Они всегда помнят Игры Кришны с ними, но внешне они совершают свою работу, поддерживая свои дома, и служат своим мужьям. Шриман Махапрабху описал это Шриле Рупе Госвами.

пара-вйасанини нари вйаграпи гриха-кармасу

тад эвасвадайатй антар нава-санга-расайанам

(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхйа-лила, 1.211)

[«Хотя жена, пленённая тайным возлюбленным, предана своим домашним обязанностям, внутри себя она наслаждается счастьем общения со своим возлюбленным».]

Махапрабху попросил Рупу Госвами в Рамакели: «Ступай домой, продолжай работу и всегда думай о Кришне так», и Шрила Гуру Махарадж интерпретировал видйа-вадху-дживанам точно так же.

Примечание

Шрила Шридхар Махарадж объясняет видйа-вадху-дживанам в двух случаях в «Золотом Вулкане Божественной Любви»:

(1) Видйа-вадху-дживанам: Святое Имя готовит нас к тотальному само-преданию Кришне, которое присутствует в супружеской любви (мадхура-раса), где преданные отдают себя в безграничной степени в распоряжение Кришны.

(2) Под руководством сваруп-шакти, внутренней энегии Господа йогамайи, мы приходим к концепции вадху: мы – потенция, мы должны служить Кришне безусловным образом. Вадху означает ту расу, которая даёт нам полную связь с Господом (мадхура-раса).

Во втором пассаже йогамайа, сваруп-шакти Господа, есть синоним видьи. Описание Шрилой Говиндой Махараджем того, как Кришна просвещает абсолютно предавшегося преданного светом премы, также содержит эквивалент видьи [«знание»]. Подобное просветление (откровение сваруп-шакти) приносит осознание своей вечной формы в качестве вадху (жены) в Шри Враджа Дхаме. Вадху, таким образом, понимается в этом стихе не только в том смысле, что служит указанием на видйу в смысле шакти, женского начала, но и чтобы указать: единственная цель воспевания Святого Имени в линии Шримана Махапрабху состоит в служении Кришне в мадхура-расе под руководством Шримати Радхарани и Её спутниц, возглавляемых Лалитой Деви и Шри Рупой.

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

«Шри Кришна-санкиртан очищает зеркало сознания, гасит бушующий лесной пожар материального существования, проливает лунный свет на вечерний лотос благой удачи, является жизнью тех, кто просветлён супружеской любовью к Господу, увеличивает океан экстаза, является вкусом полного нектара в каждое мгновение и умащает, принося покой, всё существо. Пусть Шри Кришна-санкиртан одержит абсолютную победу!»

, ,

Возврат к списку