Высочайший дар Шри Чайтаньядева
Чего не достиг этот мир по Его милости?
В преддверии Шри Набадвип Дхам Парикрамы и фестиваля Шри Гаура Пурнимы, мы подготовили небольшую коллекцию стихов, принадлежащих перу Шрилы Прабодхананды Сарасвати Тхакура, которые были опубликованы в прошлогоднем издании Шри Гаудия Даршана на бенгали.
Удачливые души, которым напоминают о несравненном идеале Шри Чайтаньядева, не могут не петь Ему славу в это благоприятное время.
антар-дхванта-чайам самаста-джагатам унмулайанти хатхат
премананда-расамбудхим ниравадхи-продвелайанти балат
вишвам шиталайантй атива викалам тапа-трайенанишам
йушмакам хридайе чакасту сататам чаитанйа-чандра-ччхата
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 17)
«Сияние Шри Чайтаньячандры молниеносно рассеивает всю тьму, обитающую в сердце каждой души, с неукротимой мощью расширяет нектарный океан радости божественной любви, и с присущей ему мягкостью утешает души этого мира, которых постоянно иссушают тройственные страдания. Пусть сияние Шри Чайтаньячандры вечно сияет в твоём сердце».
ракшо-даитйа-кулам хатам кийад идам йогади-вартма-крийа-
марго ва пракати-критах кийад идам сриштй-адикам ва кийат
мединй-уддхаранадикам кийад идам премоджджвалайа маха-
бхактер вартма-карим парам бхагаваташ чаитанйа-муртим стумах
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 7)
"Какое величие заключено в таком явлении, как убийство демонов и злых духов? Какое величие в том, чтобы утверждать пути йоги, философию и тому подобное? Какое величие в том, чтобы творить, сохранять и разрушать мир? Какое величие в том, чтобы спасать землю? Мы почитаем лишь ипостась Господа в образе Шри Чайтаньи, который утвердил путь чистой преданности, великолепный божественной любовью. (По сравнению с высшей степени превосходным даром Шри Чайтаньи, который является лучшим из Аватаров, деяния Рамы, Нрисимхи и других убийц демонов, Капилы и иных учителей йоги и других дисциплин, Брахмы, Вишну и Шивы, надзирающих за материальным творением, а также Варахи и других спасителей земли и вершителей иных чудес, не достойны великой хвалы)".
стри-путради-катхам джахур вишайинах шастра-правадам будха
йогиндра виджахур марун-нийама-джа-клешам тапас тапасах
джнанабхйаса-видхим джахуш ча йатайаш чаитанйа-чандре парам
авишкурвати бхакти-йога-падавим наиванйа асид расах
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 113)
«Когда Шри Чайтаньячандра явил высочайший путь преданности, то материалисты отказались от бесед со своими жёнами и детьми, интеллектуалы отвергли дебаты вокруг писаний, йоги отвергли трудности, порождаемые практикой регулирования дыхания, аскеты отвергли свои аскезы, а санньяси отвергли свои штудии. Никакой иной (помимо пути преданности – прим. пер.) радости не осталось».
абхуд гехе гехе тумула-хари-санкиртана-раво
бабхау дехе дехе випула-пулакашру-вйатикарах
апи снехе снехе парама-мадхуроткарша-падави
давийасйамнайад апи джагати гауре ‘ватарати
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 114)
«Когда Шри Гаура пришёл в этот мир, то в каждом доме началось неистовство Хари-санкиртана, на каждом теле вставали дыбом волосы, из каждой пары очей лились слёзы, и другие симптомы экстаза просияли, и самый сладостный и возвышенный путь, наполненный божественной нежностью и выходящий далеко даже за рамки Вед, был явлен».
сарваджнаир муни-пунгаваих правитате тат-тан-мате йуктибхих
пурвам наикатаратра ко ‘пи судридхам вишваста асидж джанах
сампратй апратима-прабхава удите гауранга-чандре пунах
шрутй-артхо хари-бхактир эва парамах каир ва на нирдхарйате
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 124)
«В прошлом, даже когда лучшие из всезнающих мудрецов утверждали верховенство своих заключений с помощью логики и аргументов, то никто не питал непоколебимой веры в них. Однако теперь, когда явился несравненно могущественный Гаурангачандра, кто не пришёл к заключению, гласящему, что одна лишь преданность Господу является окончательным смыслом священных писаний?»
кечид дасйам авапур уддхава-мукхах шлагхйам паре лебхире
шридамади-падам враджамбу-дришам бхавам бхеджух паре
анйе дханйатама дхайанти мадхурам радха-падамбхорухам
шри-чаитанйа-махапрабхох карунайа локасйа ках сампадах
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 123)
«Одни, возглавляемые Уддхавой, достигли служения Господу. Другие достигли славного положения Шридама и иных друзей Господа. Третьи достигли преданности лотосооким Враджа-гопи. А есть и те, самые удачливые и просветлённые, кто вкушает сладость лотосных стоп Шри Радхи. Какой удачи не достиг этот мир по милости Шри Чайтаньи Махапрабху?»
према намадбхутартхах шравана-патха-гатах касйа намнам махимнах
ко ветта касйа врндавана-випина-маха-мадхуришу правешах
ко ва джанати радхам парама-раса-чаматкара-мадхурйа-симам
экаш чаитанйачандрах парама-карунайа сарвам авишчакара
(Шри Чайтанья-чандрамрита: 130)
«Кто бы услышал о преме [божественной любви], высочайшем достижении? Кто бы познал славу Святого Имени? Кто обрёл бы доступ в абсолютную сладость вриндаванских рощ? Кто познал бы зенит не знающих себе равных сладостивысшей преданности Шри Радхи? Лишь Шри Чайтаньячандра, благодаря своему абсолютному великодушию, явил всё это».