«Я» и «моё»
Шрила Бхакти Винод Тхакур объясняет, как можно освободиться от последнего оскорбления Святого Имени.
Фрагмент Шри Хари-нама-чинтамани (13.22 – 37):
шаранапатти вйатита намашрайе йаха хайа: что происходит, когда человек воспевает Имя, не вручая себя Господу:
шад-видха шаранагати нахика йахара
се адхама ахам-мама-буддхи-доше чхара [22]
«Падшая душа, которая не вручает себя Господу шестью способами, деградирует из-за изъяна, который выражается в том, что человеку присуща ментальность «я» и «моё».
се бале ами та карта самсара амара
ниджа-карма пхала-бхога сукха духкха ара [23]
«Она думает: «Я делающий, а это – моя семья. Я переживаю счастье и скорбь в результате моих собственных действий».
амара ракшака ами ами та палака
амара ванита бхрата балика балака [24]
«Я являюсь собственным хранителем и опекаю жену, братьев, дочерей и сыновей».
ами та арджана кари амара чештайа
сарва карйа сиддха хайа сарва шобха пайа [25]
«Я зарабатываю средства собственными усилиями, и потому всё замечательно и прекрасно».
ахам-мама-буддхи-краме бахирмукха джана
ниджа джнана бале баху карайе манана [26]
"Под влиянием ментальности «я» и «моё», души, враждебные Господу, приписывают большую важность своему знанию".
сеи джнана бале шилпа виджнана вистаре
ишварера ишита на мане душтачаре [27]
"Они развивают искусства и науки посредством знания, но, в результате греховного поведения, они не признают владычество Господа".
Комментарий: Отвратившиеся от Господа души думают: «Посредством разума, развивая искусства и науки, мы увеличиваем наше счастье». Они никогда не вспоминают, что, в действительности, всё происходит по воле Кришны.
шри-нама-махатмйа шуни вишваса на каре
лока-вйавахаре кабху кришна-намоччаре [28]
«Они слышат о славе Святого Имени, но лишены веры, хотя порой они могут воспевать Имя Кришны в соответствии с социальными традициями».
кришна-нама каре табу нахи пайа прити
дхарма-дхваджи шатха-джана дживане э рити [29]
«Они воспевают Имя Кришны, но, тем не менее, не развивают любовь. Подобное происходит в жизни людей, которые склонны к обману и лицемерию в сфере религии».
хелайа уччаре нама кичху пунйа хайа
прити-пхала нахи пхале сарва шастре кайа [30]
"Все писания утверждают, что пренебрежительно воспевая Имя, человек обретает некоторое благочестие, но любовь, истинный плод, не развивается".
ихара мула ки?: какова причина этого?
майа-баддха хаите эи апарадха хайа
ихате нишкрити-лабха катхина нишчайа [31]
Это оскорбление вызвано рабством иллюзии. Несомненно, очень тяжело освободиться от неё.
эи доша тйагера упайа: способ избавиться от этих оскорблений
шуддха-бхакти-пхале йанра виракти ха-ила
самсара чхадийа сеи намашрайа нила [32]
нишкинчана-бхаве бхадже шри-кришна-чарана
вишайа чхадийа каре нама-санкиртана [33]
сеи садху-джане анвешийа танра санга
карибе севибе чхади вишайа-таранга [34]
Ищи садху, который, благодаря чистой преданности, стал безразличен к миру, оставил материальное существование и, приняв своим пристанищем Имя, служит стопам Шри Кришны в качестве предавшейся души, отвращается от материальных реалий и воспевает Имя. Общайся с таким садху и служи ему, избегая волн материальных дел.
краме краме наме мати ха-ибе санчара
ахамта-мамата йабе майа хабе пара [35]
«Постепенно твой ум станет поглощён Именем, ментальность «я» и «моё» уйдёт, и ты преодолеешь иллюзию».
намера махатмйа шуни ахам-мама-бхава
чхадийа шаранагати бхактера свабхава [36]
«Природа преданного такова, что услышав о славе и величии Имени, преданный отказывается от ментальности «я» и «моё» и вручает себя Господу.
намера шаранагата йеи махаджана
кришна-нама каре пайа према-махадхана [37]
Великая душа, преданная Имени Кришны, воспевает Имя и достигает верховного богатства божественной любви.
Примечание
Комментарии являются частью текста Шри Хари-нама-чинтамани и написаны самим Шрилой Бхактивинодом Тхакуром.