За пределами благодарности
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, что чувства и служение предавшейся души выходят за пределы «благодарности» Господу и преданным.
Шрила Шридхар Махарадж: Каков смысл слова «благодарю»? Всякий раз, покидая моё общество, вы используете это слово, но мне оно не слишком нравится.
Ученик: «Спасибо» выражает благодарность.
Шрила Шридхар Махарадж: Благодарность?
Ученик: Мы испытываем благодарность.
Шрила Шридхар Махарадж: Говорить «спасибо» значит выражать «благодарность»? Тогда это предполагает, как в слове «дан» [дар], что некто является собственником или владельцем чего-то. Выражение благодарности подразумевает существование второй стороны. Разве нет? «Я – отдельная сторона, я получил что-то, и в ответ я выражаю благодарность». Но разве вы – некая «отдельная сторона»? Мы все – одна сторона, одна группа Махапрабху. Хе-хе-хе. «Спасибо» и другие выражения благодарности не производят благоприятное впечатление на моё сердце.
Ученик: Каким должно быть подлинное чувство?
Шрила Шридхар Махарадж: Чувство того, что мы в высшей мере благословлены. Нечто в этом роде.
Ученик: Ученик должен пытаться отдавать долг своему духовному учителю, и в Бхагаватам…
Шрила Шридхар Махарадж: Я бы сказал иначе. Не следует считать себя обладающим собственностью или другими людьми. Следует считать всю собственность принадлежащей Гуру, и каждого – слугой Гуру. Мы слышали, как наш Гуру Махарадж говорит: «Это я должен осуществлять всю работу. Мой долг состоит в том, чтобы делать абсолютно всё ради моего Владыки. Но я не в состоянии это делать; у меня нет качеств. Поэтому Кришна послал столь многих мне в помощь. Они – проявления моего Гуру, явившиеся мне помогать. Они – проявления моего Гуру, пришедшие помогать мне в моей работе».
Прабхупад имел обыкновение рассматривать своих учеников как своих Гуру (в подлинном измерении вещей) и говорил: «Когда я упрекаю ученика, это моя пралапита вакйа («искусственный темперамент», но буквально это означает «безумные речи»). Махапрабху также сказал Санатану: «Всё что я говорю тебе, есть мой пралап». Пралап означает «речи безумца». «Мне неизвестен смысл всех этих выражений, но я отчётливо чувствую, что Кришна, дабы благословить тебя, посылает этот поток через Меня». Прабхупад часто говорил: «Когда я утверждаю, что знаю всё, что способен учить тебя, что я превосхожу тебя, то это мой пралап [безумная речь]. Я не осознаю себя, ведя такие речи. В действительности, вы все – проявления моего Гуру, приходящие ко мне, дабы помочь мне в моих тщетных усилиях служить Гуру и Кришне».
Всегда существует непосредственное и косвенное восприятие. По крайней мере, благодаря косвенному восприятию, мы увидим, что каждый является слугой моего Гуру и Кришны. Я могу быть лидером клана или группы. Мой Гуру Махарадж может назначить меня главой группы, но члены группы не являются «прахом у меня под ногами», и их предназначение отнюдь не состоит в том, чтобы единственно и исключительно служить мне. Они – слуги моего Гурудева и Кришны. Мы должны видеть вещи в таком свете. Харе Кришна.
Ясно ли я выражаюсь? Вышеописанное будет более реалистичным явлением. Было бы абсурдом считать, что мои последователи являются моими слугами или собственностью. Ишавасйам (Иша Упанишад: 1): Кришна присутствует повсюду; всё принадлежит Кришне и Его родным. Я по-прежнему не могу провозглашать себя принадлежащим Ему в глубине сердца, но что я могу поделать? Я должен использовать мои скромные способности в служении Кришне, согласно указаниям и ожиданиям моего Гуру. То будет моё утешение и упование.