Жажда
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махараджа определяет различие между видхи и рагой.
После ухода Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа, должны возникнуть трудности, и сейчас мы сталкиваемся с ними. Когда Гуру Махарадж присутствовал, для нас не было необходимости следовать видхи-маргу. Но теперь это временами необходимо.
Вопрос: Я всегда понимал так, что практика садхана-бхакти приводит к раге, уровню спонтанности. Но здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, я услышал, что наша линия – это рага-марг с самого начала.
Шрила Говинда Махарадж: Да, с начала.
Существуют два марга [патха]: путь раги и путь видхи. Но там, где присутствует рага-марг, там также присутствует и видхи-марг. Я не могу сказать своему отцу: «Ты мой зять». Мой отец – это мой отец, и я стану почитать моего отца как отца, не как зятя. Это одна разновидность видхи. Видхи-марг и рага-марг отличаются, несомненно, но необходимо, прежде всего, понять, что такое рага-марг. Рага-марг – это жажда, очень сильная жажда служения. Преданный в рага-марге не может дождаться возможности служить. Когда это необходимо, эти преданные должны сохранять видхи, но с жаждой, великой жаждой служить Кришне.
Таким образом, рага-марга бхакта временами преступает видхи. Понимаете? Это зовётся рага-маргом. Рага-марг не означает, что преданные всегда стремятся нарушать правила видхи-марга. Преданный рага-марга всегда пытается сохранять видхи-марг. Это единственная дорога, ведущая на Вайкунтху, и это дух служения. Благодаря служению мы можем отправиться на Вайкунтхалоку, и, за пределами этого, на Голоку, где присутствует исключительно служение Кришне, и ничто другое.
Когда эта великая жажда приходит к преданному рага-марга, то он не в силах ждать возможности купить билет в Калькутту. Если он увидел, что поезд ждёт на платформе, и знает, что в то время, как он покупает билет, поезд может уйти, то он не станет покупать билет; он немедленно сядет на поезд. Там может случиться кондуктор, который его оштрафует, но для него это не проблема; он должен отправиться в Калькутту в девять часов.
Подобная жажда зовётся рага-маргом. Временами такой преданный нарушает правила, и порой страдает из-за этого, но пренебрегает этими страданиями. Порой, приходит реакция, но преданный не озабочен этим. А иногда реакции могут и не прийти. Кришна может намеренно избавить его от всех трудностей. Кондуктор может и не зайти в его купе, но если это произойдёт, преданный не станет испытывать страха. Ему нужно ехать. Таково его положение. Это пример.
Когда мы нарушаем видхи, то мы временами обречены страдать, до известной степени, но жажда пренебрегает этими страданиями. «Да, несомненно, я должен страдать». Гопи отдают Кришне пыль своих стоп. Они знают, кому они её дают, и знают, каков результат. Каков же? Это может быть ананта нарак, вечный ад. Кришна – Бог, Господь; если мы даём Ему пыль наших стоп, это не видхи, и для нас это будет опасным. Но они пренебрегают этим; они думают: «Если Кришна получит эту пыль, с ним всё будет в порядке. Этого достаточно для нас». Они не переживают за себя. Это пример видхи-марга и рага-марга. Видхи всегда следует своим путем, тогда как рага всегда переступает его в жажде служения.
Преданный нуждается в том, чтобы быть абсолютно удовлетворённым своим служением. В противном случае, он станет страдать; если эта жажда не победила его сердце, то он неизбежно пострадает от нарушения видхи.
кришна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате
[«Приобретай экстатическую преданность Кришне, где бы она ни была доступна! Единственная цена – жажда. Невозможно достичь этого явления, совершая благочестивые поступки (практикуя видхи-бхакти) на протяжении десяти миллионов жизней».]
Это рага-марг Враджи. Подобная жажда не приходит легко. Если вы увидите в ком-то подобную ментальность, то должны сотрудничать с ним и брать у него, ради своего будущего блага.
Таковы взаимоотношения рага-марга и видхи-марга. Каждый должен пытаться следовать видхи-маргу в этой линии.
Примечания
Фрагмент записи неформальной беседы со Шрилой Говиндой Махараджем, 8 августа 1989 г.