Жить под открытым небом
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж рассказывает о бесстрашии предавшей души.
Према — единственное богатство в этом мире. Какое явление способно лишить нас всего и исполнить все наши чаяния? Что может компенсировать нам всё и занять место всего остального? Лишь према: любовь Любовь стоит превыше всего. Любовь — единственное сокровище в этом мире.
Массы стремятся к дхарме (религии), артхе (богатству), каме (наслаждению) и мокше (освобождению). В низшем смысле, кама, чувственное наслаждение, — то явление, которого ищет каждый. Затем, артха — явление, благодаря которому чувственное наслаждение становится перманентным и раздаётся другим. Далее, дхарма —безвозмездная раздача чувственных наслаждений публике и окружающему миру. Это нечто, подобное депозиту удовольствия в банке природы, который будет снят в будущей жизни. Таким образом, дхарма, артха и кама — всё это чувственное наслаждение, не более.
Четвёртое явление — мукти (освобождение). Освобождение подразумевает понимание того, что мирское удовольствие, мирское богатство не являются таковыми, и начинается поиск освобождения от этого мира. Но это лишь обольщение и «прогресс» в ложном направлении. Мы должны прилагать максимум усилий к тому, чтобы вырваться из рук ведьмы. Мы являемся беспомощными игрушками в руках ведьмы Майи (иллюзии), и она прельщает нас этими низшими явлениями: чувственным наслаждением в той или иной форме. Мы должны освободиться. Но освободиться чего ради? Лишь для того, чтобы совершить самоубийство? Войти в самадхи?
Нет! Существует подлинная жизнь за пределами этого мира. Это измерение бытия, известное как адхокшаджа, и там я обрету своё золотое «я». Там, в том мире, я найду свою истинную индивидуальность. Это Вайкунтха. Вайкунтха означает бесконечный мир, в котором нет обмана, расчёта или ограничений. Мы должны жить в вечности в качестве «фактора в вечности». Я должен осознавать вечный характер существования. Эта неистощимая реальность, которой невозможно дать окончательную оценку. Тем не менее, будучи оптимистично настроен, я должен жить в ней. И должен полагаться на всё, приходящее из этой неведомой области бытия. Мне не следует доверять реалиям, которыми я обладаю, которые «зажал в пригоршне», но, вместо этого, должен уповать на всё, приходящее из мира тайны.
сухридам сарва-бхутанам джнатва мам шантим риччхати
(Шримад Бхагавад-гита: 5.29)
[Познай Меня в качестве доброжелателя всех существ, и ты обретёшь умиротворение.]
По воле Господа, в окружающем мире совершают своё движение волны. Они не несут нечто низкое. Это волны нежности и любви. Они не разочаровывают и не предают. Вайкунтха: всё явление благоприятно и здорово. Мы должны жить под открытым небом, в относительности безграничного, без каких-либо планов и ожиданий, принимая всё приходящее.
карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана
ма карма-пхала-хетур бхур ма те санго 'ств акармани
(Шримад Бхагавад-гита: 2.47)
[У тебя есть право на служение, но нет ни малейших прав на плоды служения. Не будь мотивируем результатами служения и не желай отказаться от служения.]
Живи под открытым небом, а не под навесом, призванным тебя защитить, и ты обнаружишь, что небо, Вайкунтха, и есть твоя защита. Безграничному в полной мере известно твоё существование, и Он знает, как взаимодействовать с тобой. Он знает, в чём состоит твоё благо. Твоя личность и твои интересы в полной мере учтены там.
Высочайшая сфера Вайкунтхи есть Голока, царство божественной любви. Там всё чудесно, и там присутствует нечто, подобное «конечности» или «ограниченности» мира материи. Безграничное предстаёт в виде ограниченного: отец, мать, сестра, слуга, супруга, и столь многие реалии, которые как будто бы и ведомы, однако, в то же время, неведомы — безграничное. На Голоке, безграничное можно переживать в форме безграничного, и именно это явление Бхагаватам рекомендует в качестве высочайшего предмета наших чаяний.
кришнера йатека кхела сарвоттама нара-лила
нара-вапу тахара сварупа
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 21)
[Лучшие из всех Игр Кришны — Его человекоподобные Игры. Его человекоподобная форма — изначальная.]
Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху и другие принесли это явление. Они приходили и продолжают время от времени приходить в этом мир с вестью о том, что в нашей жизни присутствует подобная высокая перспектива. Если мы, так или иначе, родившись людьми, пренебрегаем подобной перспективой, то совершаем самоубийство. Наши деяния, в таком случае, просто самоубийственны.
Мы должны стремиться к этому, пытаясь обрести это богатство. Какими бы скромными не были эти усилия, какой бы характер они не носили, они направлены на достижение высочайшего измерения бытия, которое открыл нам Махапрабху Шри Чайтаньядев, Владыка любви и её раздачи.