Жизнь в Шри Говардхане
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж описывает почтительное и великодушное настроение слуг Господа здесь (в Шри Говардхане).
Гирирадж Говардхан – излюбленная обитель нашего Гуру Махараджа. Радха-кунда – высочайшая, но наша Гуру-варга, наши старшие и высшие руководители, будут обитать там, мы же станем соблюдать известную дистанцию. Мы не должны посягать на высочайшую позицию. Скорее, с Говардхана мы будем приходить, служить им, а затем возвращаться обратно.
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам
(Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам: 1)
[«Пожалуйста, дай мне обитель рядом с тобой, о, Говардхан!»]
В свои последние дни наш Гуру Махарадж очень любил слушать эту поэму Шрилы Даса Госвами. Смысл таков, что Радха Кунда – высочайшая, но мы будем выражать почтение высочайшему положению и нашим старшим, а затем мы будем возвращаться «к себе», немного опускаясь вниз. Это пуджала рага-патха гаурава-бханге [«поклонение пути любви в духе почтения»]. Наша гордость будет отчасти ограничена; она останется в нормальном состоянии.
«Я нахожусь на краю. Не занимаю высочайшее положение, но нахожусь немного ниже и пытаюсь взобраться, подняться. Я – Вайшнава дас [слуга Вайшнава], не сам Вайшнав». Это положение даёт большие преимущества, и разумный человек примет его: «Я – не Вайшнава. Я – Вайшнава дас».
Обещание, юность, восхождение – это лучшее положение. Мы лишь прогрессируем. Мы не достигли всего, но мы на пути к полному достижению. Это прекрасное положение. Подобная истина выражена в этих словах:
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам
(Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам: 1)
Однажды, во время похода по Враджа Мандале, Шрила Прабхупад сказал: «Сегодня вечером я буду выступать». Тем вечером многие санньяси ушли повидать Шешашайи, но некоторые остались, чтобы послушать его. Я услышал от кого-то, что Свами Махарадж говорил – он остался послушать Прабхупада. И я остался, чтобы услышать Прабхупаду тем вечером вместо того, чтобы идти к Шешашайи.
Чтобы избежать встречи с Ним (Шешашайи), сам Прабхупад сказал: «Этим вечером я буду давать лекцию». Лишь немногие остались послушать его, потому что на следующий день мы должны были пойти в иную сторону, и не было другой возможности увидеть то место (место Шешашайи). Это важное место. Там Лакшми Деви служит Нараяне, который известен как Шешашайи, и когда гопи пришли туда, они почувствовали высочайшую степень разлуки.
йат те суджата-чаранамбурухам станешу
бхитах шанаих прийа дадхимахи каркашешу
тенатавим аташи тад вйатхате на ким свит
курпадибхир бхрамати дхир бхавад-аюшам нах
(Шримад Бхагаватам: 10.31.19)
«О, Возлюбленный! Исполненные страха, мы держим Твои нежные лотосные стопы на наших упругих грудях. Ты ступаешь ими по лесу. Не поранили ли их камни? Наши сердца трепещут. Ты – сама наша жизнь».
В тот вечер мы услышали от Прабхупада о новом, неведомом до того, смысле Говардхана. Он сказал, что, подобно тому как человек, разводящий коров, не заботится о каких-либо социальных правилах, так и преданные Кришны пренебрегают любыми социальными правилами и увеличивают, без оглядки на них, свою группу. Их не заботит, кто перед ними – брахман, кшатрийа, ваишйа, шудра, чандал или млеччха. Не заботясь о любых социальных правилах, преданные Кришны увеличивают свою собственную «нацию», свою группу. Пренебрегая любыми состояниями окружающего мира, они пытаются распространить мысли о преданности, концепцию Кришны, везде и повсюду. Не заботясь о способности учеников, они продолжают это делать.
Примечание:
Произнесено 28 августа 1983.