Жизнетворный нектар
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет, насколько важен дар Шрилы Кавираджа Госвами.
Шрила Кришна Дас Кавирадж Госвами дал нам всё – всю концепцию Махапрабху – в своей Чайтанья-чаритамрите. Несомненно, вы знакомы с Чайтанья-чаритамритой, но заключённая в ней концепция, которую дал нам Кавирадж Госвами, уникальна. Нигде мы не слышали объяснения смысла священных писаний, подобного тому, что он дал в Чайтанья-чаритамрите.
Мы читали стихи в священных писаниях, и нам известен их смысл, но, когда мы знакомимся с интерпретацией Кавираджа Госвами, то стихи этой шастры проливают новый свет. Я могу привести вам пример. Рупа Госвами написал стих (Лалита-мадхава: 3.25), в котором Махапрабху, в состоянии разлуки, взывает: «Ква Нанда-кула-чандрамах: где луна семьи Нанды?» Кавирадж Госвами даёт блестящее, великолепное толкование; оно исполнено высочайшей преданности.
враджендра-кула – дугдха-синдху, кришна тахе пурна инду,
джанми’ каила джагат уджора
кантй-амрита йеба пийе, нирантара пийа джийе,
враджа-джанера найана-чакора
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Антья-лила, 19.36)
[«Семья Нанды Махараджа подобна океану молока. Кришна восстал из этого океана, подобно полной луне, и озарил мир. Птицы-чакоры очей Враджа-васи, пьющие нектар Его сияния, живут благодаря тому, что постоянно пьют этот нектар (без него они умирают)».]
Я нигде не встречал подобного объяснения и истолкования. Кавирадж Госвами писал на бенгали, но, когда мы читаем его произведения, то не видим ни бенгали, ни санскрита, ни иных языков; мы видим лишь свет преданности. Его преданность озаряет всё.
Он поместил в Чайтанья-чаритамрите множество стихов из Шримад Бхагаватам и других писаний. Почему? Он объяснил так: «Я не пишу на санскрите или бенгали. Я пишу милостью Мадана Мохана. Он записывает через меня Чайтанья-лилу, водя моей рукой, и постепенно, она становится явлена. Я очень стар. Я не могу писать своими силами».
ами вриддха джаратура, ликхите капайе кара,
мане кичху смарана на хайа
на декхийе найане, на шунийе шраване,
табу ликхи – э бада висмайа
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 2.90)
[«Я – старик и калека. Мои руки трясутся, в то время как я пишу. Моя память слаба. Мои глаза не видят, а уши – не слышат. Тем не менее, я пишу. Это обстоятельство меня изумляет».]
Так он объясняет, что способен писать исключительно милостью Мадана Мохана.
Мадан Мохан был Божеством Шрилы Санатана Госвами. Прежде чем приступить к написанию Чайтанья-чаритамриты, Кавирадж Госвами попросил позволения у Мадана Мохана. Вайшнавы просили Кавираджа Госвами: «Ты способен должным образом описать Чайтанья-лилу. Пожалуйста, сделай это». Кавирадж Госвами отвечал: «Я очень стар. Как я сумею это сделать?» Вайшнавы говорили ему: «Ты способен это сделать, и лишь ты на это способен. Ты знаешь всё». Затем, по воле Вайшнавов Вриндавана, Кавирадж Госвами отправился к Мадану Мохану попросить Его позволения. Когда он пришёл в храм Мадана Мохана, то с шеи Божества упала гирлянда. Преданные отдали её Кавираджу Госвами. Позже Кавирадж Госвами написал:
пана йара аджна-дхана, враджера вайшнава-гана,
вандо тара мукхйа харидаса
чайтанйа-виласа-синдху-каллолера эка бинду,
тара кана кахе кришнадаса
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 2.95)
[«Я предлагаю поклон преданным Враджи, возглавляемым Хари Дасом, благодаря которому я обрёл удачу в виде указания написать эту книгу. Так Кришна Дас описывает частицу капли волны в океане Игр Шри Чайтаньи».]
Кавирадж Госвами дал исчерпывающее объяснение Чайтанья-лилы. Он также описал характеры других Вайшнавов. Он осуществил грандиозный труд и представил его преданным.
Я слышал от Гуру Махараджа следующее утверждение: «Тот, кто знает Чайтанья-чаритамриту, знает всё. Если у нас останется Чайтанья-чаритамрита, но все другие книги исчезнут, то мир не понесёт никакой утраты. Одна эта книга, и лишь одна она, Чайтанья-чаритамрита, способна дать нам всё».