Злейший ненавистник всего и вся
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж описывает порочный пессимизм, лежащий в основе отречения.
Стремящиеся к отречению являются преступниками, поскольку обладают неким положением в рамках целого. Они не в силах его игнорировать. Каждый атом занимает определённое достойное положение в рамках всей системы и связан с ней достойными отношениями. Это совершенно естественно и благо, и искателям отречения это известно. Поэтому они являются грешниками. Они ненавидят окружающий мир. Они неспособны понять, что окружающий мир существует во благо, что он свят.
Они всё ненавидят. Они считают, что здесь нет абсолютно ничего хорошего, ни одной реалии, с которой они могли бы взаимодействовать. Всё дурно, а они хороши, поэтому они стремятся стать неким тотальным началом. Это величайшее преступление, самое пессимистичная позиция, и следствием этого пессимизма становится деградация. Великодушное целое наказывает пессимизм.
Пессимисту нет места в этом мире. Пессимист – величайший грешник. Таким людям мы говорим: «Разве вы не способны увидеть, что существует нечто поистине благое, кроме вас? Вы – лучшие? Вы знаете, насколько низок ваш образ мыслей, и, тем не менее, вы считаете себя лучшими? Вы думаете, что в обществе других вы потеряете? Настолько вы дурны. В действительности, вы дурны, тогда как целое имеет благую природу. Усвойте такое представление. Вайшнавам присуще подобное отношение: «Я плох, но всё остальное благо. Я слеп и не в силах видеть свет».
Искатель отречения говорит, что окружающий мир полон зависти и чрезмерно суров. Нет! «Отреченцы» наказывают себя. В этом мире нет места такому злодею, который ненавидит всё и вся. Они суть свой собственный Бог, и нет Бога помимо них, нет ничего святого вне их. Это самая пессимистичная позиция, и наказанием за подобный пессимизм становится деградация. Они совершают величайшее оскорбление: считают всё дурным, и лишь себя – хорошими. Они хотят быть в одиночестве, изолируя себя от всего. Подобное стремление следует рассматривать как худшую разновидность греха. Такой человек – злейший ненавистник всего, и должен быть наказан.
Если кто-то стремится совершить самоубийство, то правительство его наказывает. Почему? Что лежит в основе этого? Казалось бы, такой человек никому не причиняет вред. Разве его самоубийство не относится к его собственной юрисдикции? Почему же подобная тенденция не поощряется? Почему она наказывается? Тотально отказываться от всего значит совершить самоубийство. Подобное деяние попадает под определённую статью закона и наказывается. Жизнь имеет смысл. У неё есть благая цель.
Мы являемся частями целого, частями единого и святого мира, и должны выполнять свой долг в рамках этого мира. У нас нет права убегать от окружающего мира. Мы должны вносить свою лепту, делать свой вклад в целое. В противном случае, мы – предатели и самоубийцы. Мы должны приносить пользу целому, и если мы отказываемся это делать, то, что мы за люди? У нас нет на это права.
У нас нет права вычленять себя из системы. Мы все – полезные части целого и должны выполнять долг в рамках целого. Благодаря этому, мы обретём благо, и целое также обретёт благо. Отказываться от этого и покидать целое, с целью убить себя, есть деяние, которое должно быть наказано. Наказание не есть гнев мироздания. Сама природа вещей не позволяет занимать подобную позицию. Если подобные действия поощрять, то многие пострадают. Кто мы? Мы не имеем независимости. Мы – части органического целого. Мы не можем действовать независимо. Если же мы станем так действовать, то будет поражена вся система. У нас нет на это права. У части нет права восставать против органического целого.
се ду’йера мадхйе вишайи табу бхала
майавади-санга нахи маги кона кала
(Шаранагати: 27:3)
[«Из этих двух (материалиста и искателя отречения), материалист лучше. Я никогда не стремлюсь общаться с тем, кто ищет освобождения».]
Искатели освобождения – величайшие враги человечества, враги всего живого. Они являются пессимистами и бунтарями. Они не верят в систему-целое. Пропагандируя суицид, они стремятся инъецировать всем обитателям этого мира смертоносную бациллу. Это недопустимо.
Произнесено 10 января 1983 г.