Безопасное положение

Безопасное положение

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж говорит о важности смирения и благого общения.

Вопрос: Шрила Свами Махарадж имел обыкновение говорить, что, когда мы обретём высший вкус, то низший вкус автоматически будет оставлен. Но мы видим, что многие преданные, которых мы считали старшими и стоящими на высокой ступени духовного развития, возвращаются к низшему вкусу. Как нам это понимать?

Шрила Говинда Махарадж: Мы можем думать, что эти люди обрели некий вкус к высшим явлениям, но это ложное впечатление. Это во-первых, а во-вторых, порой может случиться так, что великий и возвышенный Вайшнав оскорбляем. Это две причины. Первая причина более распространена: считать, что ты находишься на высоком уровне развития. Однако это ошибочное представление.

Когда мы способны видеть, что находимся очень, очень низко, и видим это отчётливо, тогда можно думать, что у нас есть шанс. Вы понимаете? Такая позиция – это и есть Вайшнавизм. Вайшнав всегда думает: «Я – слуга, я не владыка», а слуга слуги слуги, в действительности, занимает очень высокое положение.

Сам Кришна сказал в писаниях:

на ме ’бхакташ чатур-веди мад-бхактах сва-пачах прийах

«Он может быть выходцем из семьи брахманов, но не Моим преданным».

«Я всегда поклоняюсь Моему преданному, и если кто-то желает стать преданным, то он должен поклоняться Моему преданному, а не Мне Лично». Это очень ясная идея. Бхактаир бхакта-джана-прийах. Если ты любишь меня, то люби и мою собаку. Это западное выражение. Если ты любишь меня, то люби мою собаку. Как я узнаю, что ты действительно любишь меня? Когда я увижу, что ты заботишься о нуждах моего ребёнка, или нуждах моего пса, и относишься к ним с любовью, то буду знать, что ты любишь меня. Мы можем оценить степень нашего прогресса, судя по этому. Некий «великий» преданный может думать: «О, да, я прослужил Шриле Гуру Махараджу сорок два года, и потому я очень великий преданный», но подобный образ мыслей неприемлем. 

Я говорю это ради блага преданных. Благословениями Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа, у меня есть некоторое представление о положении преданных, учеников и Божеств в этом бренном мире. Это моя удача, позволяющая мне иногда объяснять, что есть что. Сам я отнюдь не думаю, что я «хороший», что я великий Вайшнав или что-то в этом роде. Я знаю кто я, и это адекватное представление о себе.

Гуру Махрадж хотел передать мне это кресло (Ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха – прим. пер.) тридцать лет тому назад (то есть, в 1959 – прим. пер.), и тридцать лет я ждал. Мне известно, что это за кресло, насколько оно почётно, и какова его слава. Это моя удача. Гуру Махарадж всегда говорил мне: «Говинда Махарадж, займи это кресло, займи это кресло», а я неизменно умолял его: «Махарадж, пожалуйста, подождите: я не чувствую себя достойным занять его». Но когда он потребовал от меня этого, я подчинился. Когда Гуру Махарадж потребовал, я не смог проигнорировать его волю, но, пока Гуру Махарадж просил меня мягко, с улыбкой – «Да, у тебя есть качества, позволяющие прямо сейчас занять это положение» – то я опасался на это пойти. Подобное сознание (своего не достоинства – прим. пер.) оберегало меня.

И если оно меня не покинет, то я смогу думать, что нахожусь в безопасности. В противном случае, я могу упасть; я видел падение столь многих личностей. Поэтому я испытываю опасения и избегаю само-возвеличивания. Когда я даю посвящение, то, прежде всего, призываю имя моего Гуру Махараджа: «Это не моя собственность; это собственность моего Гурудева. Он доверил её мне, и по его воле я передаю это явление Вам. Сохраните его и постарайтесь культивировать». Занимая такую позицию, мы сумеем избежать катастрофы.

Вопрос: Что Вы можете посоветовать западным преданным, которые ещё не обрели высший вкус, и предыстория которых содержит самскар [приобретённые материальные привычки и тенденции], содержанием коего является вкус к низшим явлениям? Как они могут продолжить движение в направлении высшего вкуса и отказаться от попыток вновь испытать низший вкус, живущий в их памяти? 

Шрила Говинда Махарадж: Этого легко достичь, если мы в состоянии следовать за зрелым преданным. Если мы постараемся следовать за ним, то сумеем проигнорировать наш самскар и всё остальное. Но следовать ему необходимо совершенным образом.

Если я просыпаюсь в три утра, то и вы должны подниматься в это время. У вас нет выбора. Если я просыпаюсь и начинаю бить в колокол, то вы непременно проснётесь. Любой, кто живёт в моём обществе, получит этот шанс. Но если некто спит до девяти часов, как его окружение получит этот шанс? Они не могут пойти на арати. Но любой, живущий в моём обществе, каждый день станет принимать участие в арати. Такой шанс мы получаем от преданного. Кто есть преданный? Тот, чья жизнь – двадцать четыре часа в сутки – посвящена Гуру и Кришне.

Вопрос: Как быть тому, кто живёт отдельно от основной группы преданных, как это часто бывает на Западе?
 
Шрила Говинда Махарадж: Они могут жить «отдельно» в физическом смысле, но они слышали многое от Гуру и Вайшнавов; кроме того, общение доступно им посредством священных писаний. Если возникают трудности или вопросы, то они могут адресовать вопросы своему учителю. Нет иного пути.

Но мы не нуждаемся в чём-то сверхъестественном. Наша практика очень проста. Какова она? Дживе дойя, Наме ручи, Вайшнава-сева [быть милостивым ко всем душам, наслаждаться вкусом Имени и служить Вайшнавам]. Это очень просто. Мы должны воспевать Харе Кришна без оскорблений и оказывать почтение другим.

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

Мы воспеваем Харе Кришна махамантру, мы читаем книги и пытаемся служить Вайшнавам, Гуру и Кришне. Если у меня появляется возможность послужить преданным рядом со мной, то я должен это сделать. Я попытаюсь. Это очень просто.

Примечание
Произнесено 8 августа 1989 г.

, ,

Возврат к списку