День Разлуки со Шри Дживой

День Разлуки со Шри Дживой

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами прославляет служение сампрадайе, осуществлённое Шрилой Дживой Госвами. 

Перевод бенгальской лекции, опубликованной в журнале «Шри Гаудия Даршан», в томе втором, выпуске шестом, в пятницу, 11 декабря 1956.

«День Разлуки с Шри Дживой»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Сегодня – День Ухода Шрилы Дживы Госвами Прабху, третий день после новолуния. Этот день привлекает моё внимание к тому времени, когда Шрила Прабхупад совершал свои Игры болезни. Мы все чувствовали, что Шрила Прабхупад был аватарой Шрилы Дживы Госвами Прабху, видя, сколь совершенно он утвердил достоинство сампрадайи, безупречным образом проповедуя принципы чистой преданности. Шрила Прабхупад покинул мир ровно за две недели до этого дня, и мы думали, что он стремился покинуть мир в день ухода Шри Дживы Госвами Прабху.

Подобно тому, как в расах, связывающих героев и героинь (в романтическом смысле) в этом мире, присутствует известная градация, в расах освобождённых спутников Господа также присутствует градация: одни погружены в дасья-расу (служение), другие – в аударья-расу (великодушие), а третьи погружены в мадхурья-расу (сладость). Больше того, присутствует градация [форм] Господа и Его спутников: Кришначандра есть дхира-лалита (игривый), Рамачандра – дхиродатта (благородный), Юдхиштхир – дхира-шанта (невозмутимый), а Бхимасен – дхироддхата (дерзкий). Кроме того, мы наблюдаем градацию в характеристиках Ачарьев: одни Ачарьи очень энергичны, другие умеренны, иные Ачарьи резки – все они сияют своим собственным светом.

Однажды Шри Рупе и Шри Санатану во Вриндаване нанёс визит один выдающийся учёный, который путешествовал с целью выйти победителем в диспутах с учёными во всём мире. Хотя Шри Рупа и Шри Санатан были очень образованными людьми и гениями, они не стали вести дебаты с этим учёным, но, вместо этого, в силу своего естественного смирения, подписали письма с признанием в поражении. Позже этот учёный узнал, что один из их учеников был великим учёным и знатоком всех писаний, и если он останется не побеждённым, то говорить о какой-либо победе не приходится. Тогда учёный явился к Шриле Дживе  Госвами с предложением обсудить священные писания, и сказал: «Я слышал, что твои академические познания пользуются широкой известностью. Поэтому, будь добр, либо вступи в диспут со мной, либо распишись в поражении».

Джива Госвами ответил: «Где эти письма с признанием поражения? Позволь мне взглянуть на них». Учёный вложил письма в руку Дживы Госвами, и последний немедленно разорвал письма этого учёного, который горделиво считал, что он победил Шри Рупу и Шри Санатана. Шри Джива Госвами не в силах был терпеть, когда кто-либо пытался принизить достоинство Шри Рупы и Шри Санатана. Он считал: «Точно так же, как я должен устранить оскорбление, совершённое у стоп божественной славы Шри Рупы и Шри Санатана, для меня ещё более необходимо использовать мои знания должным образом – служа их глубочайшей гениальности». Зная, что лишь подобный поступок принесёт подлинную духовную удачу им обоим, Джива Госвами разорвал письма с признанием в поражении и сказал учёному: «Будучи, из-за своего невезения, неспособен понять величие Шри Рупы и Шри Санатана, ты не более чем обманул себя. Я – их недостойный слуга. Ты сумеешь отчасти понять, насколько велико и высоко их положение, если побеседуешь со мной, и тогда ты сумеешь понять причину, по которой я разорвал эти письма. Пойдём, чего нам ждать?»

Началась их дискуссия. Очень быстро иллюзии учёного улетучились. Он был побеждён и пожелал исправить свою ошибку. Шри Джива Госвами Прабху сказал ему: «Если бы я не победил тебя и не прославил их, то ты не понял бы, кто они такие. Поэтому, я вынужден был зайти настолько далеко. Теперь, если ты желаешь себе подлинного блага, немедленно ступай к ним и попроси у них прощения. Не в силах понять их великодушие и величие, ты обошёлся с ними крайне пренебрежительно».

Какой была идея Шрилы Дживы Прабху? С целью её проиллюстрировать, мы можем дать следующее объяснение. В некий дом проникла группа разбойников. Когда разбойники захотели получить у владельца ключи от дома, то владелец немедленно к ним вышел и отдал их, но, когда они пожелали проникнуть в сокровищницу, то увидели там стражника. Разбойники заявили: «Открой дверь. Посмотри. Владелец отдал нам ключ. Сейчас мы войдём в сокровищницу».

Стражник заявил: «Где ключ? Дайте мне взглянуть». Разбойники передали ему ключ. Он взял его и сказал: «Сначала одержите надо мной верх». В последовавшей яростной схватке стражник одолел их всех и защитил почёт и богатство своего господина.

Аналогичным образом, мы видим величие разностороннего служения Шрилы Дживы Госвами сампрадайе, и видели, как Шрила Прабхупад совершал аналогичные усилия, направленные на служение сампрадайе и его Гуру. Анализируя доктрины школ нйайи, санкхйи, Патанджали и так далее, Шри Джива Прабху стремился к тому, чтобы мир по достоинству оценил чудесную природу преданности Господу. Как англичанина следует обучать на английском, а китайца – на китайском, так и он составил представление о концепциях этих школ и попытался привести их к его собственному пониманию истины. Вплоть до наших дней, выдающиеся учёные поражаются, видя глубину познаний Шри Дживы.

Высочайший аспект Игр Шрилы Дживы Госвами Прабху, естественным образом предстающий нашему взору, – это защита подлинной концепции любовной преданности Шри Кришне; задача, в осуществлении которой он продемонстрировал знания, реализацию и отрешённость. Он отбросил представления людей, гордившихся своим материалистическим образованием, и прочно утвердил концепцию преданности Шри Кришне – в своих шести сандарбхах.

Больше того, чтобы ученики не следовали ложным путем, но шли путём чистой преданности с самого начала своего обучения, и могли каждое мгновение воспевать Имена Господа, он написал Шри Хари-намамрита-вйакарану, и открыл новую эру даже в мире грамматики. Его стиль и характер его усилий приличествовали принцу. Желая следовать своим Гуру и удовлетворять их, он дни и ночи проводил в сени дерева, однако мы видим, какие уникальные плоды породило его горячее желание служить Шри Шри Радхе-Говинде. Благодаря своему поведению, он стал всесветно знаменит и почитаем как человек, лишённый гордости, почтительный, преданный слуга Вайшнавов.

Наш Шри Гуру Пада-падма также, аналогичным образом, занял положение слуги драгоценного венца парамахамс, Шрилы Гаура Кишора Даса Бабаджи Махараджа, продемонстрировал полный отказ от всех иных концепций, и в полной мере показал миру, какое положение занимает преданный слуга преданных Господа. Мы слышали из уст Шрилы Бабаджи Махараджа такие выражения как: «Когда я умру, свяжите мои стопы верёвками и протащите моё тело по улицам. Зачем? Я не служил Господу. Я – грешник, обманщик, и должен быть наказан». В этих и других, подобных, выражениях, он укорял себя, чувствуя себя падшим и недостойным. В речах Шримана Махапрабху мы находим следующее (Чч: Мадхья, 25. 183): «Кантха карангийа Мора кангала-бхакта гана: «Мои преданные нищие. У них есть только набедренные повязки и сосуды для воды». Преданные Господа всегда чувствуют: «Увы! Увы! Я не служил Господу; я не сумел послужить Господу. Каждый служит Кришне, но я не способен на это».

ванчито ’сми ванчито ’сми ванчито ’сми на самшайах

вишвам гаура-расе магнам спаршо ’пи мама набхават

(Шри Чайтанья-чандрамрита: 46)

[«Меня обманули! Меня обманули! В том нет сомнений. Весь мир утонул в любви Шри Гауры, но меня не коснулось и капли».]

«Увы! Увы! Моё рождение оказалось тщетным. Все обитатели этого мира служат Господу; один я был обманут». Каждый день Шрила Рагхунатх Дас Госвами Прабху выпивал лишь одну чашку сливок и выражал чувство скорби: «О, Радха! О, Кришна!» Он укорял себя такими словами (ШБ: 7.15.40):

атманан чед виджанийат парам джнана-дхуташайах

ким артхам касйа ва хетор дехам пушнати лампатах

["Когда тот, чьи желания были очищены знанием, становится способен понять, что «я» превосходит тело, тогда с каким намерением и по какой причине подобный распутник холит своё тело?"]

«Устами ты заявляешь: «Я – дух. Я свободен от старости. Я свободен от болезней», но если у тебя действительно есть опыт такого рода, тогда почему твоё отождествление с телом носит столь стойкий характер? По какой причине ты пытаешься просто холить и лелеять своё тело?» Таким образом, преданные высокого уровня всегда безжалостно укоряют себя. Шриман Мадхавендра Пурипад, который воздерживался даже от практики сбора подаяния, также сотни раз обвинял себя в желании наслаждаться вкусом прасада Шри Гопинатха в Ремуне: «Увы! Ради удовлетворения моего языка я осмеливался наслаждаться вкусом этого прасада под предлогом служения Гопалу». В послании Господа в стихе на парайе ’хам, мы находим свидетельство того, что подобный отказ от своих личных желаний и усилия увеличить счастье Кришны со стороны возвышенных преданных, глубоко трогает Господа.

Шри Рупа и Шри Санатан были олицетворениями стиха Шримана Махапрабху тринад апи суничена в такой степени, что даже Сам Махапрабху сказал (Чч: Мадхья, 1): «Тава даинйе пхате Мора хийа» [«Твоё смирение разбивает Моё сердце»]». Со слезами на глазах, Господь сказал: «Я не в силах больше терпеть подобное. Санатан, умерь своё смирение». В данном случае, слуга победил Господина; дав Господу в сто раз больше, чем Он желал, слуга «исчерпал лимит».

Опять же, Шрила Джива Госвами, своим поведением, открывает дверь во «вторую залу» [к сокровищнице Шри Рупы и Шри Санатана] и поражает каждого. Он сказал: «С тем, чтобы никто не совершил какое-либо оскорбление у исполненных высочайшей славы, духовных стоп моих Гуру, и чтобы каждый понял величие моих Гуру, прежде всего я должен поднять голову». Это фундамент, на котором зиждется менталитет Ачарьи, описанный в Шримад Бхагаватам. Шрила Джива Госвами был в полной мере украшен всеми благими качествами: глубочайшими познаниями, благородством, доблестью и так далее. С самого детства он вёл жизнь брахмачари. Даже, если бы сокровищница нектарного знания, дверь которой он отворил, а содержимое распространял по всему миру, подвергалась разграблению на протяжении бесконечного времени, то заключённое в ней богатство всегда и вечно новым образом продолжало бы увеличиваться.

Тхакур Шрила Бхакти Винод Тхакур сказал о нём (Ккт: 3.4.6)

шри-джива госвами кабе сиддханта-салиле

ниваибена тарканала читта йахе джвале

[«Когда Шри Джива Госвами водой своей сиддханты погасит огонь логической аргументации, сжигающий моё сердце?»]

Аргумент или сомнение – это мучительная болезнь. Лихорадочное состояние лишь ухудшается. Но, когда Шри Джива станет милостив к нам, то мы сумеем обрести мир. То, что мы понимаем как дискуссионные предметы – он рассмотрел, отверг и опроверг с помощью контраргументов, численно превосходящих доводы оппонентов в тысячу раз, и сделал это в своих шести сандарбхах. Таким образом, вплоть до сегодняшнего дня, интеллигенция прославляет его как гения и кладезь мудрости. После того, как на протяжении долгого времени он благоговейно совершал безупречное служение сампрадайе и безусловно осуществил желания своих Гуру, Шри Джива Прабху избавил нас от всего нежелательного и  покинул мир.

Сегодня, в этот день, мы молим о его милости. Он – хранитель двери, за которой находится измерение любовной преданности (рага-бхакти). Пусть он милостиво откроет дверь, за которой находится путь любви (рага-марга), явленный его Шри Гуру Пада-падмой, и благословит нас, подарив нам качества, позволяющие войти туда. Такова наша молитва.

Фатальное падение мирских имитаторов (пракрита сахаджийа сампрадайи), игнорирующих его, поистине прискорбно. Он – хранитель нашего богатства, всего, что есть у нас. Таково наше убеждение.

йах санкхйа-панкена кутарка-памшуна

виварта-гартена ча лупта-дидхитим

шуддхам вйадхад вак-судхайа махешварам

кришнам са дживах прабхур асту ме гатих

[«Своим нектарным учением Шрила Джива Госвами Прабху явил Верховного Господа Шри Кришну, сияние которого было скрыто грязью мирских расчётов, пылью ущербной логики и пропастью теории иллюзорности бытия. Пусть он будет нашим пристанищем».]

Примечание:

на парайе ’хам ниравадйа-самйуджам

сва-садху-критйам вибудхайушапи вах

йа мабхаджан дурджайа-геха-шринхкалах

самвришчйа тад вах пратийату садхуна

(Шримад Бхагаватам: 10.32.22)

«Я не в силах отплатить вам за нашу встречу. Вы служили Мне, полностью разорвав узы рабства семейной жизни, которые трудно превозмочь. Я не в силах отплатить вам, даже если бы жил столь же долго, как полубог. Пусть ваша добродетель служит вам наградой».

, ,

Возврат к списку