Ратха-ятра глазами Рупанугов

Ратха-ятра глазами Рупанугов

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, почему Ратха-ятру Шри Джаганнатхадева не проводят во Вриндаване или Навадвипе.

Ш́рӣ Ратха-йа̄тра̄йа Ш́рӣ Рӯпа̄нуга̄нучинтана

(Концепция Шри Ратха-ятры согласно последователям Шри Рупы)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Первоначально эта статья была опубликована под псевдонимом
Упадешака Пандит Шри Кришна Говинда Дас Адхикари Бхакти Ковинда
в «Шри Гаудия-даршане», в томе тринадцатом, выпуске первом,
в воскресенье 24 августа 1969 года.

В этом году в Шри Пурушоттаме [Пури Дхаме], хотя здесь и собралось больше преданных, чем обычно — по случаю и в честь Нава-калевары, — фестиваль Ратха-ятры прошел в большей или меньшей степени беспрепятственно.

С тех пор, как Аватар божественной любви, Господь Шри Кришна Чайтаньядев, явил Свои игры танца и пения на Ратха-ятре Шри Джаганнатха, последователи Шри Гаудия-даршана [приверженцы гаудия-вайшнавского мировоззрения] обрели более глубокое восприятие этой игры. Принимая прибежище в словах утешения, принадлежащих Шри Кришне и записанных в «Шримад Бхагаватам» — бхаватӣна̄м̇ мад-а̄панах̣ [«Вы непременно встретитесь со Мной»], — обитатели Враджи наслаждаются фестивалем радости, порождаемой долгожданной встречей гопи с Шри Кришной после долгой разлуки во время игры Господа, в которой Он совершает путешествие из Шри Нилачалы (Двараки) в Шри Сундарачалу (Шри Вриндаван), что представляет собой Его путешествие из Шри Двараки Дхама в Шри Вриндаван. Подобно тому, как пища приносит огромное удовлетворение, когда человек испытывает сильный голод, крайняя степень разлуки становится причиной того, что Враджа тонет в потоках неслыханного и несравненного нектара (расы).

Следуя подобной идее, преданные, наслаждающиеся вкусом расы, стремясь развить свой бхаджан (служение), во многих местах в материальном мире совершают игру Ратха-ятры, дабы возвысить массы и, в то же время, усовершенствовать свой собственный бхаджан. Так обстоит дело в Одише, очевидным примером тому служит Махеш и другие места в Бенгалии.

Однако, мы не видим, чтобы эта игра совершалась в Шри Вриндаване. Акрура приехал во Вриндаван на колеснице из Матхуры и увез Шри Кришну и Балараму. Впечатление, порожденное этим эпизодом, заставляет сердца гопи трепетать, когда их взорам предстает колесница. Позже, утром на рассвете, после того как Шри Уддхава прибыл во Вриндаван на колеснице, будучи послан Шри Кришной с целью узнать о благоденствии гопи, слова гопи при виде колесницы были исполнены панического страха и крайней скорби: «Неужели Акрура вернулся, чтобы забрать наши трупы на радость своему покойному владыке (для шраддхи мертвого Камсы)?» Поскольку зрелище колесницы порождает в сердцах гопи неимоверную скорбь, мы не видим, чтобы эта игра совершалась во Вриндаване.

Многие великие души, сведущие в служении Господу, как известно, обитают в Шри Навадвип Дхаме, которая тождественна Враджа-мандале. Тем не менее, в наши дни невозможно увидеть, чтобы такие великие души совершали игру Шри Ратха-ятры с тем, чтобы развить свой бхаджан. Более того, даже в Шри Джаганнатха-кшетре в той ее части, которая является Шри Навадвип Дхамом (в Шараданге, где пребывает Шри Джаганнатх в одной из Своих ипостасей), мы никогда не наблюдали традицию проведения Шри Ратха-ятры.

В этой связи следует спросить: благоприятствует ли бхаджану или проповеди попытка собрать людей в Маяпуре Шри Навадвип Дхама — Вриндаване в его сокровенном проявлении? Возможно ли для людей, совершающих бхаджан в святой Дхаме, занятых практикой преданности на основе теологических истин (самбандха-гьяны), видеть или пытаться видеть Двараку здесь и там, в святой Дхаме? Задумайтесь: можно ли в рамках Ратха-ятры увезти Господа из места, которое великие души рассматривают как Гокулу или Говардхан в Шри Навадвип Дхаме, в Шарадангу в Джаганнатха-кшетре или Харихара-кшетре?

Тхакур Бхактивинод популяризировал принцип «взаимосвязанных средств», позволяющих войти в Дхам. Хотя Бхактивинод Тхакур организовывал экспозиции и совершил множество усилий, направленных на то, чтобы собрать массы и заявить об открытии места рождения Шримана Махапрабху, поскольку то было благоприятно для проповеди, он не начал проведение Ратха-ятры. И даже в числе грандиозных, всеобъемлющих и разнообразных усилий по распространению послания Шри Гауры, которые совершал Вишва-Гуру Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, игра совершения Ратха-ятры в Шри Гаура Дхаме не была явлена. Служит ли тому причиной то обстоятельство, что это явление не интересует чистых преданных, стремящихся совершать бхаджан?

Однозначно, в соответствии с путем должного поведения, игра Божеств, когда-либо путешествующих в колесницах здесь [в Шри Навадвип Дхаме], совершенно немыслима. В этой связи собственное выражение Шрилы Прабхупады звучит как пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге [«поклоняться пути любви в духе трепета и благоговения»].

Смысл Ратха-ятры на пути, явленном Шриманом Махапрабху, Шри Рупа Пада видит так:

прийах̣ со ’йам̇ кр̣ш̣н̣ах̣ сахачари курукш̣етра-милитас
татха̄хам̇ са̄ ра̄дха̄ тад идам убхайох̣ сан̇гама-сукхам
татха̄пй антах̣-кхелан-мадхура-муралӣ-пан̃чама-джуш̣е
мано ме ка̄линдӣ-пулина-випина̄йа спр̣ихайати

[«О подруга, я встретила Моего возлюбленного Кришну на Курукшетре. Я все та же Радха, и Мы оба счастливы встрече. И все же Мое сердце желает слышать пятую ноту Его сладостной флейты под деревьями на берегах Ямуны».]

Это вúдение, которое способствует бхаджану последователей Шри Рупы. 

Пояснение

В двадцать пятой главе книги «Любящее руководство» [в русском переводе «Поток вдохновения»] Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет смысл этой статьи:

«Время от времени Шрила Гуру Махарадж писал статьи для журнала „Шри Гаудия Даршан“. Одна подобная статья была озаглавлена „Ш́рӣ Ратха-йа̄тра̄йа Ш́рӣ Рӯпа̄нуга̄нучинтана“. В ней объяснялось, что последователи Шрилы Рупы Госвами должны думать о Ратха-ятре.

В то время Шри Чайтанья Матх в Маяпуре начал проведение Ратха-ятры, но для Шрилы Гуру Махараджа это было нечто в высшей степени болезненным, поскольку тем самым оскорблялась рупануга-чинтадхара. Это очень возвышенная сиддханта. Махапрабху объяснил, что смысл Ратха-ятры таков: Шримати Радхарани увозит Кришну из Курукшетры во Вриндаван. Но Маяпур — место рождения Махапрабху, который тождественен Кришне. Так куда же они увозят Махапрабху из Маяпура? Невозможно увезти Кришну из Вриндавана, а Махапрабху — из Маяпура. Таков образ мыслей рупанугов, последователей Шри Рупы. Шрила Гуру Махарадж объяснил в своей статье эту истину. Однако я не стал указывать автором Шрилу Гуру Махараджа, поскольку мы знали, что представители других групп могу возразить ему, и если разгорится дискуссия, то на сцену выйду я, но не стану делать объектом критики Шрилу Гуру Махараджа. В случае если имя Шрилы Гуру Махараджа будет фигурировать и прозвучат возражения, то он будет оскорблен, поэтому я поместил имя одного из моих духовных братьев. Мы стремимся продемонстрировать подлинную сиддханту, но на поле битвы не станем выводить нашего Гуру на передовую. Если необходимо, я отправлюсь на поле боя, но не стану вынуждать моего Гуру отправляться туда».

Примечание

Когда в лунном календаре високосный месяц, известный как пурушоттама-мас или мала-мас, случается в середине месяца асадх (июнь-июль), что происходит каждые два года и восемь месяцев, тогда проводится фестиваль, известный как Нава-калевара (букв. «новая форма»), в ходе которого новые Божества Джаганнатха, Баладевы, Субхадры и Сударшана изготавливаются из специально выбранных деревьев ним (маргоша), а существующие Божества хоронят. Нава-калевара случается с интервалами в восемь, одиннадцать или девятнадцать лет, и происходила в 1912, 1931, 1950, 1969, 1977 и 1996 годах. Следующая церемония Нава-калевары состоится в 2015 году.

,

Возврат к списку