Шри Гуру Пуджа (Передовица)
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж описывает удачу души, которая обрела милость Шри Гуру, и бедственное положение души, которая осталась лишена этой милости.
Перевод бенгальской передовой статьи, опубликованной в журнале «Шри Гаудия Даршан», том второй, выпуск четвёртый, во вторник, 13 ноября 1956, в честь Дня Явления Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа.
Одиннадцатого числа месяца Картик, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, в благоприятный шестьдесят второй день явления Ом Вишнупада Парамахамамсы Паривраджакачарьи-варьи Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа, наш фестиваль «Шри Гуру Пуджы» или «Вьяса Пуджы» свершился благодаря усилиям членов общины Шри Чайтанья Сарасват Матха, а также присутствию и дарам многочисленных достойных личностей.
Во всех священных писаниях, Шри Гурудева восхваляют как «тождественного Господу». Когда Господь с готовностью предстаёт перед нами, страдающими душами, дабы благословить нас, то мы созерцаем образ Шри Гуру и обретаем удачу.
Мы — души, испытывающие невыносимые страдания. Забвение нашего истинного «я» настолько велико, что, хотя мы и испытываем отвращение к крайне болезненным актам отвращения [к Господу], мы не можем даже краем глаза посмотреть в сторону полного избавления от иллюзии, каковой является подобное отвращение. Мы настолько поглощены нашими взаимоотношениями с телом, эти мешком плоти и костей, что в наши умы не проникают мысли, не связанные с этим мешком. Таким образом, тело — единственный предмет наших мыслей.
Почему так случилось? Почему мы не в силах снискать желанное удовлетворение, даже несмотря на усилия, совершаемые от рассвета до заката, днями и ночами? Почему наши тяжкие усилия, направленные на достижение счастья, остаются бесплодными? Почему вокруг я наблюдаю исключительно взрывы недовольства? Почему занавес не скроет эту душераздирающую сцену от взора измученных душ, подобных мне? Почему? Почему суровый поток этого мира столь жестоко подавляет все души здесь? Способны ли мы хотя бы единожды спокойно поразмыслить о причине этого? И почему мы не способны?
Мы неудачливы. «Бхуте пашйанти барбарах» [Глупцы рассматривают настоящее сквозь призму прошлого.]. Мы не только неудачливы; скорее, мы неблагодарны. Говорится: «Мы хвалим того, чью соль едим». Однако мы едим соль одного, а хвалим другого. Поэтому мы, в действительности, неблагодарны.
Шри Чайтанья-чаритамрита представляет суть всех писаний:
дживера 'сварупа' хайа кришнера 'нитья-даса'
кришнера 'татастха-шакти' 'бхедабхеда-пракаша'
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 20.108)
[По своей природе душа является вечной служанкой Кришны. Душа — пограничная энергия Кришны, проявление Кришны, одновременно отличное и не-отличное от Него.]
кришна бхули' сеи джива анади-бахирмукха
атаэва майа таре дейа самсаради-духкха
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 20.117)
[Когда души, пребывающие за пределами сферы времени и пространства, забывают Кришну и отворачиваются от Него, Майя вынуждает их испытывать всяческие страдания, сопряжённые с материальным существованием.]
Примите в расчёт длинный перечень вводящих в заблуждение деяний Майи Деви и её устрашающую мощь. Однако её ли то вина? Следующие стихи проясняют положение вещей:
кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
никатастха майа таре джапатийа дхаре
(Шри Према-виварта: 6.2)
[Когда душа отвращает свой взор от Кришны и желает наслаждения, то находящаяся неподалёку Майя пленяет её.]
кабху сварге утхайа, кабху нараке дубайа
дандйа-джане раджа йена надите чубайа
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 20.118)
[Иногда Майя возвышает душу до небес, а иногда погружает её в ад, подобно царю, который погружает преступника в реку.]
пишачи паиле йена мати-чханна хайа
майа-граста дживера хайа се бхава удайа
(Шри Према-виварта: 6.3)
[Когда человек одержим духом, то он становится невменяемым. В подобное состояние впадают души, порабощённые Майей.]
Эти стихи показывают, что вина лежит исключительно на самой душе. Наше понимание таково, что душа впала в состояние заблуждение ещё прежде того, как стала одержима Майей. В противном случае, какая нужда для Майи затрагивать чистую душу? Потому-то преданный Рам Прасад сказал, «Свакхата салиле дубе мари шьяма» ["O Шьяма (Кали), я утонул в колодце, который сам же и выкопал".].
Верховный Господь есть высшее, обладающее сознанием существо. И Он не только сознающее существо: Он есть сат-чит-ананда. Сат означает «вечный», чит — «сознающий», а ананада означает «радостный» — океан расы. Выражаясь языком Шрилы Рупы Госвами, [Он есть] Акхила-расамрита-мурти [«олицетворение нектара всего счастья»]. Душа также вечна и анучид-ананда, является атомом сознания и счастья. Душа имеет право на удачу радости служения (севы).
Служение Господу есть дхарма вечного «я» души. Однако души, пребывающие в маргинальном (пограничном) положении, отклоняются от выполнения ими своего долга, от своей дхармы — как следствие того, что злоупотребляют своей независимостью. Когда душа стремится к эгоистическому наслаждению, вместо того чтобы следовать дхарме «я», вместо служения Господу — радости служения олицетворению счастья, олицетворению радости [Кришне] — то Майя Деви получает возможность накинуть петлю на шею души. И с тех пор, душа, пожиная плоды забвения Господа, блуждает по материальному миру (Майара напхара ха-ийа чира-дина буле (Према-виварта: 6.4) [«Душа становится рабыней Майи и бесконечно блуждает».]). Чем более ревностно душа ищет так эгоистическое наслаждение, тем большим истязаниям её бесконечно подвергают в тюрьме Майи.
эи-рупе брахманда-бхари ананта-джива-гана
чаураши лакша йоните карайе бхрамана
[Так бесчисленные души наполняют мир и блуждают в 8 400 000 формах жизни.]
В таких обстоятельствах, как можно положить конец этим страданиям? Теперь я объясню не только это, но также расскажу, как душа оказывается в бедственном положении.
садху-гуру-крипайа йади кришнонмукха хайа
сеи джива нистаре майа тахаре чхадайа
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 20.120)
[Когда душа становится сознающей Кришну — по милости садху и Шри Гуру — Майя освобождает и спасает их.]
Избавление для души возможно лишь милостью Владыки Майи.
Владыка Майи, Верховный Господь, великодушен — в высшей степени сострадателен. Потому Он стремится избавить души от подобной неблагоприятной, низкой, мучительной жизни; Он не в силах сохранять спокойствие. Соответственно, время от времени, Он испытывает побуждение приходить этот обусловленный мир, подобно одному из нас. Здесь может возникнуть вопрос: если Господь всемогущ, тогда зачем Ему приходить? Несомненно, если Он просто того пожелает, то каждый спасётся.
Ответ таков: Он не посягает на независимость, которую дал душе; это Его обыкновение (не посягать). [Душа] наделена независимостью, которая позволяет ей достичь чудесного богатства служения… Господь, естественным образом, полон сострадания. Таким образом, Он, подобно нам, приходит в этот мир, и учит всех Своим собственным примером, показывая все, ведущие к Нему, пути. Лишь в этом измерении, в близости к Нему в Его форме Гурудевататмы [Шри Гурудев — наш Владыка и возлюбленный], мы можем быть предложены стопам Господа; подобное достижение, несомненно, возможно для удачливых душ. Потому Шрила Кавирадж Госвами написал:
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 19.151)
[Блуждая по всему мирозданию, удачливая душа обретает семя растения преданности (веру) милостью Гуру и Кришны.]
И, наконец,
кришна-чарана калпа-врикше каре арохана
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила 19.154)
[Растение преданности достигает верхушки исполняющего желания древа стоп Кришны.]
Это внешнее тождество Шри Гурудева.
В действительности, без милости Шри Гуру, душа не способна достичь какой бы то ни было духовной удачи. Потому положение Шри Гурудева есть «варварти сарвопари» [«превыше всего и вся»]. Таким образом, предписана практика поклонения Шри Гуру прежде поклонения Господу. Поэтому способность Гурудева защищать человека даже тогда, когда Господь гневается на него, восхваляется священными писаниями.
Однако, мы настолько враждебны этому явлению, что считаем Шри Гуру Пада-падму смертным, и тем самым лишь способствуем росту нашего оскорбительного умонастроения. Мы даже можем понимать смысл предостережения из уст Господа: «Знай, что Шри Гурудев тождественен мне, с верой поклоняйся ему, и так достигнешь всех своих целей», однако мы, поступая прямо противоположным образом, ещё больше падаем. Тем не менее, Шри Гурудев есть олицетворение великого сострадания, спаситель падших, и потому, несмотря на наши многочисленные оскорбления, он не прекращает утешать нас.
Мы постоянно слышим о том, что могущество Господа проявляется в определённые дни. День явления Шри Гуру, однако, своим милосердием превосходит иные дни. Шри Гуру Пада-падма является в этот день, и, движимый особой любовью, благословляет нас, даря особенную возможность в полной мере поклоняться ему. Не только личности, способные воистину отдать себя служению этому священному дню, удачливы (благодаря своему рождению), но и «Васундхара ва васатиш ча дханйа» [Их жилища и общины обретают удачу] также.