Слава Шри Лалиты Деви

Слава Шри Лалиты Деви

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет положение самой дорогой преданной Шри Рупы и Шри Радхи.

Сегодня – Шри Лалита Саптами. Этот день – предмет величайшего поклонения и источник милости для обусловленных душ, поскольку только милость Лалиты Деви способна подарить им служение Радхарани и Кришне, Божественной Чете. Мы знаем положение Лалиты Деви благодаря Шриле Рупе Госвами Прабху и другим Госвами. Она – высшая служанка, и её служение обладает большей ценностью, нежели служение Кришне, совершаемое Радхарани. Она очень строга, когда речь идёт о служении Радхе и Кришне. Она не в силах терпеть даже малейшие изъяны, но также она очень милостива к искренним искателям, младшим практикующим.

Все восемь главных сакхи Радхи и Кришны принимают руководство Лалиты Деви. Нам сложно представить, чтобы слуга мог заявить своему господину: «Сядь. Не мешай мне служить», однако Лалита Деви, и лишь она одна, обладает правом так говорить. Шрила Рупа Госвами написал поэму в честь Лалиты Деви.

радха-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-

нирманчанопакарани-крита-деха-лакшам

уттунга-саухрида-вишеша-бхарат прагалбхам

девим гунаих сулалитам лалитам намами

(Шри Лалиташтакам: 1)

Гунаих сулалитам: она обладает всеми сладостными качествами, а её служение не знает себе равных. Она очень милостива к каждому, но знает, как служить, лучше, чем кто-либо. Радха-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-нирманчанопакарани-крита-деха-лакшам: если она видит какие-либо затруднения или разлады в служении, предлагаемом Радхе и Говинде, она впадает в ярость и желает иметь тысячи тел, чтобы устранить источник дискомфорта Радхи и Говинды.

Естественным образом, в ходе игры Радхарани и Кришны, пот выступает на Их лотосных стопах, и Они, временами, испытывают усталость. Дабы устранить этот пот, Лалита Деви желает иметь тысячи и тысячи тел.

Уттунга-саухрида-вишеша-бхарат прагалбхам: времена она отчитывает Радхарани, а временами укоряет Шри Кришну. Но она неизменно делает это ради Их удовлетворения, служения Им, Их счастья, Их радости. У неё нет иных намерений. 

Существуют многочисленные группы сакхи. Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Ранга Деви суть главные сакхи, и у каждой из них есть группы сакхи, но Лалита Деви возглавляет их всех.

Стремясь служить Кришне, Радхарани временами демонстрирует вама-бхаву, то есть, иногда она впадает в гнев или категорически протестует, имея с Ним дело. Порой, у других её позиция вызывает отторжение, но Лалита Деви всегда стремится гармонизировать ситуацию, и, если необходимо, она «распекает» Радхарани или Шри Кришну. Её положение, природа и настроение таковы. Мы знаем, что в сфере математических вычислений сто процентов – это максимальный показатель, но жертвенность и преданность Лалиты Деви равна двумстам процентам.

В конечном счёте, по указанию Лалиты Деви, Рупа Госвами Прабху совершает служение Радхе и Кришне на Радха Кунде, Шьяма Кунде, в Раса Стхали и повсюду. Рупа Госвами Прабху – очень близкий слуга Лалиты Деви, но он гораздо её младше. Шри Рупа очень, очень дорога Лалите Деви, и она не знает никого другого, кроме Лалиты Деви. Она не совершает никакого служения Радхарани без одобрения и согласия Лалиты Деви. Можно понять степень и природу её верности благодаря песне Нароттама Тхакура:

шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада,

сеи мора бхаджана-пуджана

(Прартхана: 16.1)

Это главная, самая почитаемая песня Гаудия-Вайшнава сампрадаи, и она очень дорога преданным, поскольку каждый преданный стремится служить Лалите Деви под руководством Рупы Госвами и видеть её своей руководительницей в их служении Радхарани. Наш Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур неизменно следует пути Рупы Госвами. Исполнение желаний и удовлетворение Рупы Госвами – наши ориентиры в деле осуществления эксклюзивного служения Радхе и Кришне, совершаемого с полного одобрения Лалиты Деви. Такова наша линия.

Шрила Дас Госвами испытывал крайнюю привязанность к Лалите Деви и Рупе Госвами. Он написал множество стихов, их восхваляющих. Однажды слуга Шрилы Даса Госвами проходил через Сакхи Стхали, деревню Чандравали, соперницы Радхарани. Там он выпросил энное количество сливок, завёрнутых в очень большой лист. Когда он вручил эти сливки Дасу Госвами, который, на заключительном этапе своей жизни, питался только ими, последний спросил у него: «Где ты взял этот контейнер из гигантского листка?»  Слуга был простодушным Вайшнавом и ответил: «Я шёл по Сакхи Стхали, и там я увидел этот лист и завернул в него немного сливок». «Что? Ты вручил мне лист-вазу из Сакхи Стхали?!» И Дас Госвами швырнул лист на землю! Благодаря этой Игре, мы можем понять, насколько он предан линии Лалиты Деви и Рупы Госвами.

сакхи-стхали нахи хери найане

декхиле шаибйаке падайе мане

(Шаранагати: 28.3)

[«Я никогда не взгляну в сторону Сакхи Стхали. Если я вижу его, я вспоминаю Шайбью».]

йе йе пратикула чандрара сакхи

пране духкха паи тахаре декхи’

(Шаранагати: 28.4)

[«Я испытываю боль в сердце всякий раз, когда вижу любую из подруг Чандравали, несущих угрозу».]

Такова уникальная песня Шрилы Бхакти Винода Тхакура о Шри Рупе Госвами, Радхарани и линии Лалиты Деви.

Каждый день устраивается всё необходимое для наслаждения Радхи и Говинды. В разных местах в лесу, среди цветущих деревьев, подготавливаются кунджа-лилы Радхи и Говинды. Лалита Деви отдаёт все необходимые распоряжения, а также сообщает Кришне о месте праздничных встреч. Затем Кришна направляется туда, чтобы встретить Радхарани. Таким образом, Лалита Деви заботится обо всём – о подготовке этих событий, об их течении и о том, что за ними следует. В её сознании постоянно присутствует служение Радхе и Говинде.

Сегодня – день явления Лалиты Деви. Мы знаем, что Лалита Деви родилась в Учча Гао, возле Вришабханупура, в Варшане. Лалита Деви несколько старше Радхарани. Я думаю, что она появилась на свет за год и один день до того, как родилась Радхарани.

Верховная форма служения Кришне есть отношения тайных возлюбленных. Любовь, нежность, красота, очарование и так далее – всё – присутствует в служении Кришне, но отношения тайных возлюбленных, любовь такого рода доставляет Кришне наибольшее наслаждение. По этой причине Радхарани демонстрирует наличие у Неё мужа, Абхиманью Гхоша. Лалита Деви и другие также имеют мужей. Если бы мужей не было, то отношения тайных возлюбленных не существовали бы в трансцендентной обители Господа Кришны.

У нас нет качеств, позволяющих говорить о том служении, которое Радхарани и сакхи предлагают Кришне, или о том, как они это делают, но Вайшнавы отчасти рассказали об этом явлении в священных писаниях. Вайшнавская литература содержит многочисленные поэмы, посвящённые этому явлению, и поэты  отдали дань величайшего уважения Лалите Деви.

чандидаса, видьяпати, райера натака-гити,

карнамрита, шри-гита-говинда

сварупа-рамананда-сане, махапрабху ратри-дине,

гайа, шуне – парама ананда

(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 2.77)

Каждую ночь Шриман Махапрабху переживал экстаз подобной любви к Кришне. Сваруп Дамодар пел песни, написанные Чанди Дасом, Видьяпати, Раманандой Раем и Джаядевом Госвами. Все эти произведения  порождены горным пиком преданности в духе отношений тайных возлюбленных. Джаядев Госвами написал:

мегхаих медурам амбарам вана-бхувах шйамах тамала-друмаих

нактам бхирух айам твам эва тат имам радхе грихам прапайа

иттхам нанда-нидешатах чалитайох прати-адхва-кунджа-друмам

радха-мадхавайох джаянти йамуна-куле рахах-келаях

(Шри Гита-Говинда: 1.1)

[Радха, небо затянуто тучами. Из-за деревьев тамал лес погрузился во тьму.  Ему страшно ночью. Так верни Его домой. Следуя подобному совету Своей подруги, Радха и Мадхава оставили позади все кусты и деревья на Своём пути. Их сокровенные Игры на берегу Ямуны абсолютно триумфальны.]

Раха-кели [сокровенные Игры] Радхи и Кришны суть высочайшее выражение той любви, о которой идёт речь (отношения тайных возлюбленных), но всё, что необходимо для этих Игр, устраивает Лалита Деви [«Их подруга»] в кругу Радхарани. В кругу Чандравали, Шайбья, сакхи (подруга) Чандравали, и представительницы Её группы, действуют в своих интересах и временами «похищают» Кришну, в то время как Он идёт по дороге. Кришна часто направляется в кунджу Радхарани, но Чандравали также весьма умна, и она берёт Кришну за руку, в то время как Он направляется к Радхарани, и говорит: «Пойдём в мою кунджу». Кришна что-то отвечает, противясь, но Его слова невнятны. Затем Кришна идёт в кунджу Чандравали, а Радхарани плачет в Своей кундже. Аналогичные и разнообразные Игры Радхи и Кришны происходят во Вриндаван-лиле.

Нам столь повезло – сегодня мы провели скромный фестиваль. Насколько это в моих силах, я попытался прославить Лалиту Деви. Я думаю, что она не рассердится на меня, и, милостью Шрилы Гуру Махараджа, однажды мы обретём возможность служить её божественной милости.

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

,

Возврат к списку