Составляющие Шаранагати

Составляющие Шаранагати

Продолжая публикацию материалов, посвящённых шаранагати, мы представляем определения шести составляющих частей шаранагати. Эти определения дал Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж в своей Шри Шри Прапанна-дживанамрите. 

Писания объясняют, что Шаранагати имеет шесть интегральных аспектов: 

анукулйасйа санкалпах пратикулйа-виварджанам

ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха

атма никшепа карпанйе шад-видха шаранагатих

(Вайшнава-тантра) 

«Шесть видов предания заключаются в том, чтобы принимать то, что благоприятно для преданного служения, отвергать то, что неблагоприятно, убежденность в том, что Кришна всегда защитит, принятие Господа своим единственным Господином и хранителем, полное предание Ему и смирение».

Анукулйасйа Санкалпах: принятие всего, что способствует достижению Кришны. 

кр̣ишн̣а-ка̄ршн̣ага-сад-бхакти прапаннатва̄нукӯлаке

кр̣итйатва-ниш́чайаш́-ча̄нукӯлйа-сан̇калпа учйате

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.1)

«Следует делать все, что полезно для служения Шри Кришне и Его преданному. Следует исполнять все, что ведет к безраздельной преданности,  — твердую убежденность в этом называют «а̄нукӯлйасйа-сан̇калпах̣» — принятием благоприятного».

Пратикулйа Виварджанам: отвержение всего, что препятствует достижению Кришны. 

бхагавад-бхактайор бхактех прапаттех пратикулаке

варджйатве нишчайах пратикулйа-варджанам учйате 

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 4.1)

Отвержение Неблагоприятного (пратикулйа-виварджанам)  — это решимость отвергнуть всё мешающее служить Господу и Его преданному, а также отстраниться от того, что противоречит духу самопредания. 

Ракшишйатити Вишвасах: вера в то, что Кришна обязательно защитит.

ракшишйати хи мам кришно бхактанам бандхаваш ча сах

кшемам видхасйатити йад вишвасо 'траива грихйате 

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 5.1)

«Господь Кришна непременно будет оберегать меня, ибо Он друг Своих преданных. Он обязательно дарует нам все блага, и по Его милости все наши начинания увенчаются успехом.» 

Гоптритве Варанам: принятие покровительства Господа. 

хе кришна! пахи мам натха крипайатмагатам куру

итй эвам прартханам кришнам праптум свами-сварупатах 

гоптритве варанам джнейам бхактаир хридйатарам парам

прапаттй экартхакатвена тад ангитвена тат смритам 

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 6.1-2)

«О Кришна, храни меня! Мой возлюбленный Господь, милостиво признай меня Своей собственностью». Такая молитва и молитва о том, чтобы Шри Кришна стал их Владыкой и Покровителем — величайшее утешение для сердец чистых преданных. Это называется гоптритве-варанам — «Принятие Покровительства Господа». Поскольку гоптритве-варанам выражает тот же идеал, что и безраздельное самопредание, его считают главной из шести слагающих предания Богу (шаранагати)

Атма-никшепа: самопредание. 

кришнайарпита-дехасйа нирмамасйанаханкритех

манасас тат сварупатвам смритам атма-ниведанам 

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 7.4)

Кто из любви к Кришне "умер ради жизни", жизни в служении Господу, кто не желает ничего иного и кому чуждо себялюбие, тот обладает божественным сознанием, ибо стремится лишь удовлетворить Господа, полностью забыв о личном счастье. Это и есть атма-ниведана, полное самопожертвование.

Карпанья: раскаяние. 

бхагаван ракша ракшаивам арта-бхавена сарватах

асаморддхва-дайа-синдхор харех карунйа-ваибхавам

смаратамш ча вишешена ниджати-шочйа-ничатам

бхактанам арти-бхавас ту карпанйам катхйате будхаих 

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.1-2)

«О Господь, прошу, спаси, спаси меня...»

Таково искреннее сердцеразрывающее чувство преданных, позволяющее им с любовью и при любых обстоятельствах помнить о безбрежности несравненного и непревзойденного океана милосердия — Шри Хари, а также всегда ощущать свою крайнюю беспомощность и нужду. Такое состояние души мудрые называют карпанйам, смирением пред Богом. 

В своей книге «Шаранагати», в разделе «Призыв блага» Шрила Бхакти Винод Тхакур говорит: 

даинйа, атма-ниведана, гоптритве варана

'авашйа ракшибе кришна' — вишваса палана

бхакти-анукула-матра карйера свикара

бхакти-пратикула-бхава варджанангикара

шад-анга шаранагати ха-ибе йахара

тахара прартхана шуне шри-нанда-кумара 

Пути шаранагати следующие: (1) смирение, (2) полное вручение себя Господу, (3) принятие Его единственным господином, (4) вера в то, что Кришна непременно защитит, (5) совершение только тех поступков, которые благоприятны для чистой преданности, и (6) отказ от поступков, мешающих чистой преданности. Юный сын Нанды Махараджи, Шри Кришна, слышит молитвы каждого, кто принимает у Него прибежище, следуя этим шести аспектам садханы.

В своём комментарии к «Шаранагати» Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж говорит, что «юный сын Нанды Махараджи, Шри Кришна, слышит молитвы» означает, что Кришна отвечает на молитвы предавшихся душ. В качестве примера, Шрила Шридхар Махарадж приводит следующее свидетельство из писаний: 

сакрид эва прапанно йас тавасмити ча йачате 

абхайам сарвада тасмаи дадамй этад вратам мама

(Рамаяна, Юддха-канда, 18.33)

[Когда Вибхишан, брат Раваны, молит Его о пристанище, Рам Чандра заявляет Хануману и всем Своим преданным:] «Любому, кто даже единожды искренне вручит себя Мне, со словами, «я - Твой», и станет молить о бесстрашии, Я всегда буду давать просимое».

, ,

Возврат к списку