Составляющие Шаранагати
Продолжая публикацию материалов, посвящённых шаранагати, мы представляем определения шести составляющих частей шаранагати. Эти определения дал Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж в своей Шри Шри Прапанна-дживанамрите.
Писания объясняют, что Шаранагати имеет шесть интегральных аспектов:
анукулйасйа санкалпах пратикулйа-виварджанам
ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха
атма никшепа карпанйе шад-видха шаранагатих
(Вайшнава-тантра)
«Шесть видов предания заключаются в том, чтобы принимать то, что благоприятно для преданного служения, отвергать то, что неблагоприятно, убежденность в том, что Кришна всегда защитит, принятие Господа своим единственным Господином и хранителем, полное предание Ему и смирение».
Анукулйасйа Санкалпах: принятие всего, что способствует достижению Кришны.
кр̣ишн̣а-ка̄ршн̣ага-сад-бхакти прапаннатва̄нукӯлаке
кр̣итйатва-ниш́чайаш́-ча̄нукӯлйа-сан̇калпа учйате
(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.1)
«Следует делать все, что полезно для служения Шри Кришне и Его преданному. Следует исполнять все, что ведет к безраздельной преданности, — твердую убежденность в этом называют «а̄нукӯлйасйа-сан̇калпах̣» — принятием благоприятного».
Пратикулйа Виварджанам: отвержение всего, что препятствует достижению Кришны.
бхагавад-бхактайор бхактех прапаттех пратикулаке
варджйатве нишчайах пратикулйа-варджанам учйате
(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 4.1)
Отвержение Неблагоприятного (пратикулйа-виварджанам) — это решимость отвергнуть всё мешающее служить Господу и Его преданному, а также отстраниться от того, что противоречит духу самопредания.
Ракшишйатити Вишвасах: вера в то, что Кришна обязательно защитит.
ракшишйати хи мам кришно бхактанам бандхаваш ча сах
кшемам видхасйатити йад вишвасо 'траива грихйате
(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 5.1)
«Господь Кришна непременно будет оберегать меня, ибо Он друг Своих преданных. Он обязательно дарует нам все блага, и по Его милости все наши начинания увенчаются успехом.»
Гоптритве Варанам: принятие покровительства Господа.
хе кришна! пахи мам натха крипайатмагатам куру
итй эвам прартханам кришнам праптум свами-сварупатах
гоптритве варанам джнейам бхактаир хридйатарам парам
прапаттй экартхакатвена тад ангитвена тат смритам
(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 6.1-2)
«О Кришна, храни меня! Мой возлюбленный Господь, милостиво признай меня Своей собственностью». Такая молитва и молитва о том, чтобы Шри Кришна стал их Владыкой и Покровителем — величайшее утешение для сердец чистых преданных. Это называется гоптритве-варанам — «Принятие Покровительства Господа». Поскольку гоптритве-варанам выражает тот же идеал, что и безраздельное самопредание, его считают главной из шести слагающих предания Богу (шаранагати).
Атма-никшепа: самопредание.
кришнайарпита-дехасйа нирмамасйанаханкритех
манасас тат сварупатвам смритам атма-ниведанам
(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 7.4)
Кто из любви к Кришне "умер ради жизни", жизни в служении Господу, кто не желает ничего иного и кому чуждо себялюбие, тот обладает божественным сознанием, ибо стремится лишь удовлетворить Господа, полностью забыв о личном счастье. Это и есть атма-ниведана, полное самопожертвование.
Карпанья: раскаяние.
бхагаван ракша ракшаивам арта-бхавена сарватах
асаморддхва-дайа-синдхор харех карунйа-ваибхавам
смаратамш ча вишешена ниджати-шочйа-ничатам
бхактанам арти-бхавас ту карпанйам катхйате будхаих
(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.1-2)
«О Господь, прошу, спаси, спаси меня...»
Таково искреннее сердцеразрывающее чувство преданных, позволяющее им с любовью и при любых обстоятельствах помнить о безбрежности несравненного и непревзойденного океана милосердия — Шри Хари, а также всегда ощущать свою крайнюю беспомощность и нужду. Такое состояние души мудрые называют карпанйам, смирением пред Богом.
В своей книге «Шаранагати», в разделе «Призыв блага» Шрила Бхакти Винод Тхакур говорит:
даинйа, атма-ниведана, гоптритве варана
'авашйа ракшибе кришна' — вишваса палана
бхакти-анукула-матра карйера свикара
бхакти-пратикула-бхава варджанангикара
шад-анга шаранагати ха-ибе йахара
тахара прартхана шуне шри-нанда-кумара
Пути шаранагати следующие: (1) смирение, (2) полное вручение себя Господу, (3) принятие Его единственным господином, (4) вера в то, что Кришна непременно защитит, (5) совершение только тех поступков, которые благоприятны для чистой преданности, и (6) отказ от поступков, мешающих чистой преданности. Юный сын Нанды Махараджи, Шри Кришна, слышит молитвы каждого, кто принимает у Него прибежище, следуя этим шести аспектам садханы.
В своём комментарии к «Шаранагати» Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж говорит, что «юный сын Нанды Махараджи, Шри Кришна, слышит молитвы» означает, что Кришна отвечает на молитвы предавшихся душ. В качестве примера, Шрила Шридхар Махарадж приводит следующее свидетельство из писаний:
сакрид эва прапанно йас тавасмити ча йачате
абхайам сарвада тасмаи дадамй этад вратам мама
(Рамаяна, Юддха-канда, 18.33)
[Когда Вибхишан, брат Раваны, молит Его о пристанище, Рам Чандра заявляет Хануману и всем Своим преданным:] «Любому, кто даже единожды искренне вручит себя Мне, со словами, «я - Твой», и станет молить о бесстрашии, Я всегда буду давать просимое».