Вечная Дхарма и идолатрия  (часть 4)

Вечная Дхарма и идолатрия (часть 4)

Фрагмент романа «Джайва-дхарма».

Вечная Дхарма и Идолатрия

Глава одиннадцатая «Шри Джайва-дхармы»

Шрилы Бхакти Винода Тхакура

Впервые был опубликован в журнале «Шри Гаудия Даршан», 

в томе третьем, выпуске шестом, 

в субботу, 11 января 1958 г.

Часть Четвёртая


Мулла Сахиб: Материя отлична от Господа. Говорится, что Сатана установил поклонение материи, чтобы связать ею души. Поэтому, согласно нашему учению, лучше не поклоняться материи.

Горачанд: Господь не двойственнен, и нет никого, равного Ему. Всё в этом мире творится Им и зависит от Него. Поэтому, Он может быть удовлетворён, если мы прибегаем к тем реалиям, посредством которых Ему можно поклоняться. Нет такой реалии, которая вызывала бы Его зависть, будучи используема в поклонении Ему. Поэтому, если и существует некто, известный как Сатана, то он не имеет могущества, позволяющего поступать вразрез с волей Господа, а если бы он существовал, то был бы ещё одной душой, покорной Господу. Однако, согласно нашим представлениям, существование такого монстра невозможно. Почему? В этом мире не может случиться ничего, что противоречило бы воле Господа, и нет никого, кто был бы независим от Господа.

Ты можешь спросить: «кто сотворил грех?» Мы говорим, что душа, по своей природе, является служанкой Бхагавана. Знание этого есть истина (видья), а забвение – невежество (авидья). Все души, принявшие своим пристанищем невежество, по какой бы то ни было причине, посеяли в своих сердцах семя греха. Это семя греха не существует в сердцах душ, которые являются вечными спутниками Господа. Вместо того, чтобы воображать этого мифологического Сатану, необходимо должным образом понять природу невежества. Поэтому поклонение Божеству Господа, сделанному из материальных элементов, не является оскорблением. Оно особенно необходимо людям, менее квалифицированным, и крайне благотворно для людей, наделённых качествами. «Согласно нашим представлениям, поклонение Божеству неприемлемо». Подобное утверждение – просто догма. Оно не основано на разуме или заслуживающем доверия священном писании

Мулла Сахиб: Привязанность к Господу не развивается благодаря поклонению Божеству. Материальная природа всегда накладывает ограничения на ум поклоняющегося.

Горачанд: Если ты изучишь старинные исторические тексты, то поймёшь, что твоё заключение ошибочно. Многие люди, наделённые минимальными качествами, стали поклоняться божествам. По мере того, как их бхава развивалась, благодаря обществу садху, они постигли духовную природу Божества и погрузились в океан божественной любви. Истинное заключение таково, что общество садху есть корень всего духовного.

Когда кто-то общается с духовными преданными Господа, то в нём пробуждается духовная бхава к Господу. В той степени, в которой пробуждается духовная бхава к Господу, бхава (чувство) того, что Божество материально, исчезает. Постепенное развитие есть результат благой удачи. С другой стороны, последователи не-арийских дхарм, как правило, отвергают поклонение Божеству. Но, пожалуйста, посуди, сколь многие из них достигли духовной бхавы к Господу? Их дни проходят в прениях и конфликтах. Разве обрели они преданность Господу?

Мулла Сахиб: Если испытывая бхаву, человек внутренне служит Господу, то даже если он принимает поклонение Божеству, в этом нет изъяна. Но как поклонение собакам, кошкам, змеям, распутникам и т. д. может быть служением Господу? Наш достопочтенный пророк осудил подобное поклонение идолам.

Горачанд: Человеческие существа естественным образом испытывают чувство благодарности Господу. Сколько бы они ни грешили, в конце концов, они приходят к вере в то, что Господь является Верховным Существом, и преклоняются перед чудесами мироздания. Движимые благодарностью к Господу, невежественные люди естественным образом склонны поклоняться божествам солнца, рек, гор, крупным зверям и так далее; они открывают этим божествам чувства своего сердца и вручают себя им. Хотя существует огромная дистанция между духовной преданностью Господу и подобным поклонением божествам, люди невежественные постепенно обретают благо, выражая признательность Господу и почитая эти божества.

Поэтому, если вы рассмотрите это явление, опираясь на разум, то поймёте, что таких людей не стоит винить. Медитация на вездесущего бесформенного Господа и предложение Ему намаза также лишено чистой духовной бхавы, так чем же подобное поклонение отличается от поклонения божеству кошки? Согласно нашим представлениям, совершенно необходимо пробуждение и развитие бхавы к Господу, какую бы форму подобное поклонение ни принимало. Если всех людей, находящихся на подобной стадии развития, высмеивать и укорять, тем самым, они будут лишены возможности постепенного развития. Люди, ставшие сектантами в силу своего догматизма, лишены великодушия. Они не в силах видеть никакого иного поклонения, помимо своего собственного, и насмехаются надо всеми остальными. Это серьёзная ошибка с их стороны.

Мулла Сахиб: Так должны ли мы утверждать, что все реалии в бытии суть Господь, и любое поклонение есть поклонение Господу? Является ли поклонение греховным реалиям также поклонением Господу? Является ли поклонением Господу и поклонение греховным наклонностям? Удовлетворён ли Господь подобным поклонением?

Горачанд: Мы не утверждаем, что все реалии являются Господом. Господь – существо, отличное от всех иных реалий. Всё создаётся Господом и зависит от Господа. Все реалии связаны отношениями с Господом, и, благодаря этим отношениям, искать Господа можно посредством всех реалий. Согласно афоризму джиджнасасваданавадхи, благодаря поиску Господа во всех реалиях, постепенно постигается Его духовная природа.

Ты великий учёный. Пожалуйста, рассмотри этот предмет, не ограничивая себя определёнными рамками. Мы – незначительные Вайшнавы. Мы не желаем продолжать этот диспут. Если ты позволишь нам, мы послушаем благоприятные песни о Шри Чайтанье.

Невозможно было понять, к какому выводу пришёл мулла, услышав все эти положения. Какое-то время он хранил молчание, а затем сказал: «Я доволен вашим анализом. На днях я приду снова и задам дальнейшие вопросы. Сегодня уже поздно, и я хотел бы вернуться домой».

С этими словами мулла и его спутника сели на коней и направились в сторону Сатсаики. Бабаджи радостно пели Имя Господа и вернулись к киртану.

,

Возврат к списку