Высочайшее достижение

Высочайшее достижение

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет природу связи Шрилы Даса Госвами со Шри Гуру.

Шрила Говинда Махарадж: [перевод с бенгали:] Один вопрос состоит в том, что Дас Госвами Прабху получил посвящение  [от Яду Нандана Ачарьи] …

Шрила Шридхар Махарадж: по воле Бога это передаётся …

Шрила Говинда Махарадж: [перевод с бенгали:] Да. Дас Госвами отправился к Рупе Госвами Прабху и жил в его обществе, и то влечение, которое Дас Госвами питал к Рупе Госвами, он не испытывал к своему собственному Гурудеву. Что служит тому причиной?

Шрила Шридхар Махардж: Это сложный случай. Понимаете, Дас Госвами получил первую дикшу [посвящение] от Яду Нандана Ачарьи, грихастхи, когда и сам был грихастхой. То было вначале, но Господь принимает разные формы, согласно трансформации ученика, дабы помочь ему в различных случаях. Позже Дас Госвами пришёл к Махапрабху, и тогда Махапрабху передал его Сварупу Дамодару. Мы можем считать или сказать, что Яду Нандан Ачарья был обычным шикша-гуру, вартма-прадаршаком, [тем, кто показывает путь], кем-то вроде ритвика, представителя. Он не был Гуру в подлинном смысле слова, но представитель Гуру пришёл как Яду Нандан, и помог Дасу Госвами должным образом. В противном случае, Дас Госвами не сумел бы очароваться прекрасной личностью Махапрабху. Впоследствии он обратился к Махапрабху, а Махапрабху мы можем рассматривать как Радхарани, Кришну в обличье Радхарани. Таким образом, Радхарани вверила его заботе Сварупа Дамодара, который является Лалитой Деви. Тем не менее, мы видим в Дасе Госвами неизменную склонность к Махапрабху. Хотя Махапрабху послал ему Сварупа Дамодара, он снова пришёл к Махапрабху и сказал: «Я не могу понять, почему Ты похитил меня у семьи, увёл из дома. Пожалуйста, дай мне ясные указания». Тогда Махапрабху дал ему определённые указания, сообщив самую суть: «Делай это и не делай то». И Он сказал Дасу Госвами: «То, чего не знаю Я, Сваруп Дамодар знает несомненно и во всей полноте. Поэтому Я поступил уместно, доверив ему обучать тебя от Моего имени». Затем Махапрабху вновь отдал Даса Госвами в руки Сварупа Дамодара, и затем, конечно, тот продолжил совершать свой бхаджан в духе сурового аскетизма. Спустя шестнадцать лет, после ухода Махапрабху, он решил покинуть мир: «Я хотел бы увидеть Вриндаван, а затем я попытаюсь покончить с жизнью. Я не вижу для себя никакой перспективы, я не вижу будущего». Но, когда он пришёл во Вриндаван, то, по его словам, он обнаружил Махапрабху в Рупе и Санатане. И все его планы изменились. Он открыл: «Махапрабху здесь!» Он был особенно привязан к Шри Рупе. Внутренне он был связан узами симпатии с Рупой, чувствовал он. Таким образом, нам показывают, что пройдя через многие взлёты и падения в своей жизни садхаки, Дас Госвами, в конце концов, пришёл к Шри Рупе, и в его обществе, по его мнению, он достиг желанного измерения.

Что есть Рупануга сампрадайя? Махапрабху назвал это явление Рупануга сампрадайей. Рупа Госвами – первый ученик Махапрабху. Хотя Рупа Госвами получил формальное посвящение от Санатана Госвами, Махапрабху первым встретил Рупу, а вторым – Санатана. Поэтому, мы говорим, «Рупа Санатан», а не «Санатан Рупа».

Ученик: Кто был старшим из двух братьев?

Шрила Шридхар Махарадж: Санатан. Но мы говорим, «Рупа Санатан», поскольку Рупа был признан Махапрабху первым, а уже затем Санатан. Таким образом, «Рупа Санатан».

Теперь, каков смысл Рупануга сампрадайи? Вы должны обратить пристальное внимание на следующее. Мадхура-раса есть совокупность всех рас, и самая интенсивная из всех рас. Она всеобъемлюща. Постоянная, двадцать четыре часа в сутки, занятость в служении Кришне возможна исключительно в мадхура-расе. Существует возможность реакции, которая проявляется в виде отстранённости; аласйам, усталости, во всех иных расах, даже в ватсалья-расе. Временами мать или отец могут думать: «Я слишком устал (-а). Я сделаю всё необходимое несколько позже». Но в мадхура-расе нет аласйам, реакции. Далее, существует различие между Рупой, манджари, и Лалитой, сакхи.  Это, конечно, реалии высочайшего уровня.

У нас нет дерзости, позволяющей обращаться к этим тонким реалиям. Тем не менее, лишь потому, что этот вопрос о Рагхунатхе Дасе был мне задан, я собираюсь сказать о том, каково наше понимание: когда Радха-Говинда находятся в уединённом месте наедине друг с другом, то сакхи старшего возраста не приближаются к ним, однако манджари способны войти туда. Эти младшие севики могут прийти туда и совершать любое требуемое служение. Благодаря тому, что они младше, им позволяется входить, а старшие подруги Радхарани сохраняют почтительную дистанцию. Таким образом, когда Радха-Говинда находятся в уединении, то раса высочайшего качества присутствует в Их лиле, и она достижима для младших, для манджари, а не для сакхи. Таким образом, высочайшее достижение связано с личностью Рупы, лидера этой группы, группы младших, обладающей привилегией совершать особое служение в этом измерении. Отсюда – Рупануга. Где бы мы ни находились, мы должны признать, что это зенит нашей реализации, подобная стадия.

кабе шри-чайтанья море карибена дайа

кабе ами паиба вайшнава-пада-чайа

[«Когда Шри Чайтанья прольёт на меня милость? Когда я достигну сени стоп Вайшнава?»]

В начале нас привлекает самый высокий пик Гималаев. Затем, по мере приближения, мы видим, что его окружают столь многие другие прекрасные пики. Таким образом, в начале нас привлекает Кришна, в целом; затем от Кришны мы совершаем переход к истинному Вайшнаву, оказываясь в измерении, соответствующем потребностям нашей глубинной природы. Так, Дас Госвами от Махапрабху перешёл к Сварупу Дамодару, а затем, с позволения Лалиты, к Рупе. Это измерение есть стадия нашего высочайшего достижения, что и продемонстрировал нам своей лилой Дас Госвами Прабху.

твам рупа-манджари сакхи пратхита пуре ’смин

пумшах парасйа ваданам на хи пашйасити

Существуют написанные им стихи, и он был принят в качестве Ачарьи прайоджана-таттвы, нашей высочайшей духовной потребности. Это явление находится в его руках, Даса Госвами, Прайоджан-таттва-ачарьи. Но ко всему этому явлению следует приближаться, помня о его божественной природе, о том, что это мир жертвенности, где нет и следа наслаждения. Дух наслаждения не должен проникать туда. Подобный дух удержит нас в измерении бренного мира. Божественность достигает своего зенита там, в лагере Шри Рупы Манджари.

Источник

Произнесено 14 августа 1981.

, ,

Возврат к списку